В России вводится новая система штрих-кодов на продукты питания. Предназначена она будет больше для покупателей. Например, из чего колбаса, и когда подоили корову, и разлили ее молоко по бутылкам. Все это как на духу выдаст смартфон и те самые штрих-коды. Но вот готовы ли сами производители раскрывать всю тайну о своем товаре, надо ли это покупателям, выясняла Наталья Ладутько.
Скоро штрих-код на пачке скажет больше, чем ее состав. Россельхознадзор готовит реформу, которая позволит покупателю узнать всю правду о товарах в его продуктовой корзине. Работает это так: сначала предприниматели оформляют ветеренарно-сопроводительные документы, например, на молоко, в электронном виде. В магазин поступает партия товара со штрих-кодом, который содержит эту информацию. Прочитать так называемый «расширенный штрих-код» можно будет с помощью смартфона и узнать, где доили корову или какие лекарства она получала.
Николай Власов, заместитель руководителя Россельхознадзора:
— Нет, заставлять никого мы не будем. Большое количество участников оборота пищевой продукции сами заинтересованы в использовании динамической маркировки. Она позволит устроить процесс таким образом, что некачественная продукция просто не будет попадать на полки.
Будущее отечественной маркировки не за горами — первые «расширенные штрих-коды» для продуктов животного происхождения появятся уже в следующем году. Но предприниматели не спешат переводить документы в электронный формат. Пока в Приморье таких компаний не больше десяти. Да и сама система работает в тестовом режиме.
Дмитрий Кузин, руководитель государственной ветеринарной инспекции Приморского края:
— Мы планируем постепенно внедрять данную методику. Однако сама система имеет массу недочетов.
Мы идем по стопам азиатских стран. В Японии, например, такая практика существует с начала двухтысячных. Для покупателей-японцев коды — неотъемлемая часть шопинга.
Наталья Ладутько, корреспондент:
— Пока штрих-коды дают информацию только сотрудникам магазина. Для покупателей существуют другие знаки – QR-коды. Их можно сканировать с помощью смартфона и перейти на сайт производителя.
Такая альтернатива полной картины не дает. На сайте указан только ассортимент или скидки. Эту услугу покупатели не игнорируют — для большинства QR-код остается не очень понятной закорючкой.
Получается, что перемен не ждет никто — ни приморский покупатель, ни производитель. Реформа направлена, скорее, на рынок будущего, где потребитель станет конечной надзорной инстанцией.
«Панорама»