Дальзавод и мемориальная подлодка С-56: восемьдесят лет вместе

Этот выпуск «Морского собрания» выходит на неделе, которая начинается для эфира нашей программы 9 мая. О парадах, шествиях Бессмертного полка и праздновании великого Дня Победы вы уже увидели и услышали в новостях и прямых трансляциях. Поэтому рассказываем о том, что было не очень заметным, происходило до праздника, но при этой незаметности и будничности, наверное, и составляет главную суть и основное содержание Дня Победы в нашей стране – память как состояние души и повод для труда.

С бортов мемориальной лодки С-56 на Корабельной набережной летят искры сварки. Перед майскими праздниками главному символу участия Владивостока в Великой Отечественной войне надо прихорошиться. Но работы ведутся не силами Военно-исторического музея Тихоокеанского флота, в ведомстве которого лодка сейчас и находится. На лесах – сварщики Дальзавода. А в далеком 1939-м Дальзавод был номерным заводом №202, и тогда построенную в Ленинграде лодку доставили разрозненными отсеками по железной дороге во Владивосток, и дальзаводчане – наверное, прадеды этих судостроителей – лодку собрали. Теперь вот правнуки по сварочным швам почти 80-летней давности делают ту же самую работу.

Олег Миронов, зам. главного строителя надводного судоремонта АО «Дальзавод»:

– Начиная с того, что ее привезли в 1936-м году и собирали до 1939-го года, а в1941-м году ввели в строй Тихоокеанского флота – всё это происходило на Дальзаводе. Потом, когда лодка выполняла свои боевые задачи, участвовала в Великой Отечественной войне. Ну, настало время старости. Было решено эту лодку установить как мемориальный комплекс на набережной Корабельной. В 1975 году лодку, разделив на фрагменты, на отсеки, транспортировали на данное место, где успешно Дальзавод ее собрал, и теперь она находится здесь. А Дальзавод и лодка – это же память, это история. Кто не помнит свою историю, не знает прошлого, тот не имеет будущего. Поэтому тут уже – судьба, взаимосвязь.

Сами судостроители говорят о своей работе без особого пафоса.

Евгений Федосов, строитель отдела надводного судоремонта АО «Дальзавод»:

– Будет замена листов легкого корпуса на подводной лодке С-56. Ведутся сварные работы на данном моменте, после чего работы будут загрунтованы.

Самую результативную советскую подводную лодку в Великой Отечественной войне ежедневно фотографируют тысячи и тысячи туристов. Ее кругосветный поход, начатый из Владивостока в 1942-м через Тихий и Атлантический океаны, завершился в 1954-м, когда лодка по Севморпути через Ледовитый океан вернулась снова на Дальний Восток.

Известный телеведущий Сергей Брилев именно этому первому в истории российских подводных сил кругосветному переходу посвятил свою документальную работу «Тайна трех океанов».  И магия кругосветок на Дальнем Востоке стала для политического журналиста Брилева настолько притягательной, что он буквально на этой неделе приступает к окончательному монтажу еще одного фильма, связанного с Владивостоком и его кораблями. Фильм имеет рабочее название «Огненная кругосветка» и рассказывает о том, как в 1941-м году из Черного моря почти через всю планету шел во Владивосток ледокол «Микоян». Он был нужен для проводок судов с грузами ленд-лиза. Последняя съемка для этого фильма была сделана 9 Мая в Москве, когда в «Бессмертном полку» с портретом своего деда прошла внучка капитана Сергеева, который прошел на разоруженном ледоколе через Средиземноморье. Вот как автор фильма рассказывал о нем курсантам Морского университета имени Невельского во Владивостоке.

Сергей Брилев, телеведущий:

– Такой безумный приказ, который с честью был выполнен. Его гнали из Батуми во Владивосток. Он прошел по маршруту Босфор – Дарданеллы – Кипр – Палестина – Суэцкий канал. На выходе из Суэцкого канала они узнали, что началась война на Дальнем Востоке с японцами у англичан с американцами, поэтому у них не было возможности повернуть налево, через Индию и Сингапур. И в результате пошли вокруг Африки, вдоль Антарктиды, потом поднялись до Уругвая, через мыс Горн и через Тихий океан уже сюда. Когда мы снимали С-56, еще оставался, слава богу, жив инженер, который готовил поход. Из экипажа «Микояна» не осталось никого. Поэтому чтобы этот фильм снять, нам потребуется большое количество реконструкций.

Курсанты Морского университета имени Невельского и Тихоокеанского высшего военно-морского училища как раз и сыграли роли моряков «Микояна» на съемках в акватории Амурского залива летом прошлого года. И вот фильм на выходе. Автор планирует, что «Огненная кругосветка» выйдет в эфир федеральных российских телеканалов в День военно-морского флота 2017 года, в последнее воскресенье июля.

 

Категории: