Морское собрание. Приморье отмечает годовщину Цусимского сражения

Май – время вспоминать не только Великую Победу, но и великие поражения. 29 мая отмечается годовщина Цусимского сражения, беспрецедентной в военно-морской истории человечества битвы двух эскадр – российской и японской. Российский флот получил сокрушительное поражение от императорского флота Японии. Было это, как кажется сейчас – когда-то давным-давно. Но мы ходим по улицам Владивостока, Светланской и Алеутской, Корабельной набережной, Русскому острову, которые связаны с Цусимским проливом, Санкт-Петербургом и японской префектурой Фукуока множеством взаимосвязей. В этом выпуске программы «Морское собрание» — отголоски той давней войны, которые мы разыскали в городе на Неве.

Частный музей русско-японской войны на набережной реки Мойки в Санкт-Петербурге так и просится, чтобы его скопировать и полностью перенести во Владивосток. Он поражает не раритетами и артефактами той войны, что была больше века назад, а визуальным предложением, которое позволяет реально оценить и понять масштаб тех сражений, что развернулись в непосредственной близости от Владивостока более сотни лет назад.

 

Сергей Шершнев, руководитель Музея русско-японской войны (Санкт-Петербург) :

– Вообще эта война, она интересна тем, что это, наверное, последняя рыцарская война. Когда относились трепетно в основном к пленным, к раненым, лечили, с почестями хоронили и т.д. Последняя. И первая, когда активно использовалась пропаганда и контрпропаганда. Первая, когда нам революцию сделали – якобы за японские деньги, но фактически за английские и американские деньги. Потом это повторилось за немецкие деньги. Очень многое с этой войной связано, а люди этого просто не знают.

 

Полтора года шла та война. Две империи – Российская и Японская – рвались получить неограниченный контроль над Маньчжурией и Корейским полуостровом. Россия за какие-то 40 лет до начала русско-японской только-только начала осваивать Дальний Восток, но уже дала империалистическое название своему главному военно-морскому посту – Владей Востоком. За это же краткое время царская Россия успела построить на берегах залива Петра Великого морскую крепость, которая по тем временам была настолько неприступной, что нападение произошло в менее укрепленных владениях России в Корее и Китае. Порт-Артур теперь китайский, а тогда это был передовой форпост России. От Санкт-Петербурга, откуда вышла военно-морская эскадра после февральского нападения японцев на крейсер «Варяг», до Порт-Артура были тысячи и тысячи миль. Историки до сих пор спорят, проиграла Россия ту войну, или это была боевая ничья. Не случилось же вторжения Японии на исконно русские территории – а на открытках начала века фантазеры-художники из страны Восходящего солнца рисовали японские войска на улицах Владивостока, Хабаровска, Благовещенска, Читы. И все-таки война для России оказалась с потерями: ушли Южный Сахалин, Порт-Артур, Китайско-восточная железная дорога в Маньчжурии. Но вот забытый факт – первыми попросили начать переговоры о прекращении войны именно японские дипломаты, выйдя на российские власти через американцев как посредников. Зачем им понадобился мир, если они могли бы продолжать эту войну?

И здесь, у этих стендов, становится воочию понятным, что миф о бездарности российских флотоводцев, шапкозакидательстве в Цусимском сражении всего лишь, как сказали бы сейчас, фейк, который остался в нашем сознании по цитатам из ленинских статей в газете «Искра».

 

Сергей Шершнев, руководитель Музея русско-японской войны (Санкт-Петербург):

– Только в таком виде их можно сравнить. По размерам, по окраске. На фотографиях их не сравнишь, по чертежам не сравнишь. Тут даже специалисты, когда приходят, то начинается: а что этот такой большой, а этот такой маленький. Вот здесь они в боевой окраске. Вот японский флот в своей типовой боевой окраске. Вот это первая эскадра Порт-Артурская Старка и Макарова. У нее был серо-оливковый цвет. А вторая эскадра – Рожественского –у нее был черный цвет с желтыми трубами. В общем, наш флот разбили по частям. Потому что видно по количеству, превосходство японского флота было в два раза. Не говоря уж о том, что они на своих базах, на своей территории. Масштаб указан здесь – 1:350. Вот здесь полностью оба флота. А вот эти корабли большие, это масштаб 1:100. Это самые знаменитые корабли, скажем так.

Вот «Петропавловск», который так и лежит на дне в китайских территориальных водах, и на котором погибли великий флотоводец адмирал Макаров, именем которого во Владивостоке названо высшее военно-морское училище, и не менее великий художник Верещагин.

 

Сергей Шершнев, руководитель Музея русско-японской войны (Санкт-Петербург):

– Вот Верещагин, к сожалению, погиб. У него наверняка какие-то наброски были, но, видимо, с ним они и погибли. В Русском музее его великолепные картины, посвященные русско-турецкой войне, а вот о русско-японской, к сожалению, ничего не осталось. – 4:15. 

Так все-таки – надо было российскому флоту идти через полмира, чтобы быть потопленным?

– Конечно, это была ошибка. Почему? Потому, что с тех пор, как пал Порт-Артур, потеряло всякий смысл. Ну, давайте представим себе ситуацию, что каким-то образом эта эскадра дошла бы до Владивостока. Вся дошла бы! А дальше-то что? А дальше всё равно выходи в море и дерись с японцами. А силы-то неравны. Это уже эмоции. Это, наверное, политика, эмоции и т.д. привели к такой трагедии.

 

Между тем, в стране-победительнице – Японии – дух российского морского воинства, проявленный в Цусимском сражении, помнят и уважают. Вот памятник, установленный на острове Осима, откуда в ясную погоду открывается вид на Цусимский пролив. Надписи на русском и японском. В 110-ю годовщину этой битвы группа потомков моряков, сражавшихся на Цусиме, была приглашена в Японию. Входил в делегацию и Сергей Васильевич Шершнев, и японские отставные военно-морские офицеры с японскою же вежливостью выясняли: а не хотел бы он продать за много-много миллионов иен коллекцию моделей кораблей? Шершнев отвечает пока отказами, хотя содержать музей становится все тяжелее и тяжелее. Для него эта история бесценна, деньгами не измеряется, и рассказывать ее он может вечно, щедро разбрасывая горсти совершенно неизвестных фактов.

Сергей Шершнев, руководитель Музея русско-японской войны (Санкт-Петербург):

– Вот это японский крейсер «Титоси». В Цусимском сражении обнаружил ночью с 14 на 15 мая «Безупречный». Он имел повреждения и не мог набрать полную скорость хода. Он утопил его со всем экипажем, никого спасать не стал даже, все погибли, до одного. Правда, их потом в Японии заставили писать объяснительные. Они писали, что торопились на дальнейшее сражение. Но это исключение. В основном спасали, в основном лечили, с почестями хоронили. Все-таки, я говорю, это последняя рыцарская война была. Ну только была принята Женевская конвенция. А Япония только пыталась стать, вот Мэйдзи революция, они пытались стать как европейцы, цивилизованными. А потом уже всё. Первая мировая – газы, про вторую я уже вообще не говорю.

 

Вот мы здесь, во Владивостоке, кроме подвига «Варяга», что еще знаем о рыцарском духе русских моряков, проявленном в той войне?

 

Сергей Шершнев, руководитель Музея русско-японской войны (Санкт-Петербург):

– Подвигов очень много. А никто о них не знает. «Ушаков» там стоит. А кто знает, что командир его Миклухо-Маклай, брат знаменитого путешественника. И он так и не ушел с корабля, тоже приказал его затопить, и вместе с кораблем пошел на дно. Кто об этом знает? Да никто не знает.

При том, как в Японии чтят память о той войне, в том числе и о мужестве российских моряков, в России, на родине эти подвиги остались полузабытыми. О сути и содержании русско-японской войны мы сохранили лишь фейки из газет большевиков, а сотни вопросов до сих пор остаются без ответов. К примеру, как столь заметное событие, как Цусимское сражение, перекочевало на задворки не только в массовом сознании, но и даже в курсах военно-морской истории в специализированных вузах? Как так получилось, что ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге, ни во Владивостоке нет официального музея русско-японской войны? И почему сохранением памяти об этой так старательно оболганной, а потом и забытой войне занимается лишь небольшая группа питерских подвижников-энтузиастов?   

Категории: