Ушел из жизни талантливый ученый и педагог инженерной школы ДВПИ – ДВФУ Геннадий Евграфович Кувшинов

Ушел из жизни один из талантливых ученых и педагогов представлявших инженерную школу ДВПИ – ДВФУ Геннадий Евграфович Кувшинов — профессор, доктор технических наук, академик Российской академии транспорта, заслуженный энергетик РФ, специалист в области судовой энергетики и автоматики, внесший значительный вклад в разработку судовых электроэнергетических установок.

Родился Геннадий Кувшинов 3 апреля 1937 года во Владивостоке. Здесь он окончил школу и в 1954 году поступил в Дальневосточный политехнический институт (ДВПИ), ставший для него школой жизни.

В 1992 году он стал первым деканом и организатором факультета радиоэлектроники и приборостроения (ФРЭП) и занимал эту должность до 2003 года.

После реорганизации Дальневосточного государственного технического университета и вхождения вуза в состав Дальневосточного федерального университета, Геннадий Кувшинов работал профессором кафедры судовой энергетики и автоматики Инженерной школы ДВФУ, руководил подготовкой магистров и аспирантов по направлению «Электроэнергетика и электротехника».

В течение многолетней практики Геннадий Кувшинов занимался главным образом технологиями и техническими установками в судостроении, считая, что научная работа без связи с практикой не может быть плодотворной.

К наиболее важным результатам научных исследований, выполненных под руководством Кувшинова, можно отнести разработку одного из вариантов гребной электрической установки атомного ледокола «Арктика» (1966-1968 гг.). Предложенные им самоэлектризующиеся фильтры для очистки охлаждающего воздуха гребных электрических машин от пыли угольных щёток успешно прошли экспериментальную эксплуатацию на судах-электроходах. Результаты эксплуатации серии фильтров показали, что они имели в три раза большую степень очистки воздуха и в десять раз большую пылеёмкость по сравнению с полиэтиленовыми аналогами Pliotron (США).

С 1972 по 1984 гг. по хоздоговорам с НПО «Промрыболовство» им создана разработка системы автоматического тралового лова рыбы. Эта система использовала сигналы о глубинах косяка рыбы и трала.

 Мини-ЭВМ по известной глубине косяка рыбы определяла алгоритмы работы судового оборудования, не допуска его перегрузок. Промысловые испытания траулера, оборудованного этой системой, показали, что его показатели вылова превосходят результаты других судов экспедиции как минимум на 18 %.

В 1977 г. Кувшиновым была разработана система передачи электроэнергии на подводный объект.

До последнего времени под руководством Геннадия Евграфовича велись научные разработки новой концепции судовой электроэнергетической установки и её элементов. Результаты испытаний показали, что наше оборудование по нескольким показателям превосходят аналоги, выпускаемые ведущими фирмами мира.

Геннадий Евграфович Кувшинов не только внес огромный вклад в развитие российской науки. Неоценимой является и его деятельность по повышению качества высшего профессионального образования и подготовки кадров высшей квалификации. Он подготовил 20 кандидатов наук, большинство из которых преподают и ведут научную деятельность в Дальневосточном федеральном университете.

Категории: