Впервые на международном фестивале среди призеров из Москвы, Петербурга, Лондона и Парижа появился Владивосток

Морской киноэкран Санкт-Петербурга: море зовет документалистов снимать в Арктике и Антарктике, на Курилах и на Аляске, на палубах авианосцев и траулеров, в глубинах тропиков и севера. Впервые на международном фестивале морских и приключенческих неигровых фильмов среди призеров из Москвы, Санкт-Петербурга, Лондона и Парижа появился Владивосток.

Владивосток и Санкт-Петербург в солнечную погоду выглядят, как корабли одной серии – названия разные, функции те же. Вот главкомат Военно-морских сил России в Адмиралтействе, над ним развевается главный Андреевский флаг страны, вот подводная лодка на стапеле адмиралтейских верфей, почти как у нас на Дальзаводе. Вот ледокол «Красин», ему в этом году исполнилось 100 лет, но сохранность такова, что может и отдать швартовы, хотя сейчас это морской музей. Кстати, на «Красине» были капитанами легенды владивостокской ледокольной школы – Михаил Готский и Николай Инюшкин, которые многие десятилетия работали в Дальневосточном морском пароходстве.

Поэтому неудивительно, что именно в Санкт-Петербурге, с его не только морскими, но и культурными, и кинематографическими традициями, 14 лет назад появился успешный и рейтинговый международный тематический фестиваль документального кино, который назвали по морской присказке, которая в том или ином виде есть во всех европейских языках – Море зовет! The Sea Calls по-английски, L’appel de la mer по-французски.    

Виктор Скубей, президент жюри кинофестиваля «Море зовет!», председатель Гильдии неигрового кино России:
– Это действительно уникальное явление, начиналось, насколько я знаю, с чисто морских фильмов, а сейчас развернулось в действительно полномасштабный международный фестиваль морских и приключенческих фильмов, что, конечно, очень приятно. Я вообще занимаюсь документальным кино, ревностно отношусь к фестивалям, фестиваль – это один из мощных путей донести фильм до зрителя, и надеюсь, что появившаяся тенденция и количество фестивалей увеличивается, а самое главное, после фестивалей эти фильмы начинают появляться в клубах, которые сейчас организуются. У нас, в Санкт-Петербурге уже несколько кинотеатров начинают показывать неигровое кино. Поэтому это замечательно, а то, что на фестивале можно увидеть такое кино, которое вообще никогда нигде не увидишь, это вообще однозначно. 

Мотор фестиваля – руководитель оргкомитета Сергей Апрелев, потомственный морской офицер, его отец оканчивал Тихоокеанское высшее военно-морское училище у нас во Владивостоке. Сам Апрелев отслужил на военно-морском флоте больше 30 лет, капитан 1-го ранга, командир дизельной подводной лодки. Но и его вторая, киношная биография, не менее успешна: сам автор нескольких морских документальных фильмов, и знаток французского и английского языков, работал на голливудских съемочных площадках блокбастера «К-19» о реальной аварии на советской атомной субмарине. Инструктаж от Апрелева выслушивали оскароносные Харрисон Форд и Кэтрин Бигелоу. Впрочем, это отдельная история, в ней всё не так просто, и мы к ней еще вернемся в Морском собрании. Сейчас – о питерском фестивале документального кино «Море зовет!».  

Сергей Апрелев, председатель оргкомитета кинофестиваля «Море зовет!»:
– Фестиваль делается – первое – для публики, основная функция нашего фестиваля, главная цель – пробуждение морского сознания нации, потому что великой может быть только морская держава. Этот постулат, по-моему, известен всем, и те, кто пытается убедить, что Россия – сугубо континентальная страна, сухопутная, и ничего ей делать в морях, достаточно посмотреть на нашу карту, ничего, что там где-то лед, у нас самый мощный ледокольный флот. Я думаю, что все вопросы будут решены, рано или поздно. 

Фестиваль шел в течение трех дней на нескольких киноплощадках Санкт-Петербурга. Страны-участники международного документального кино – Франция, Италия, Германия, Великобритания. Член жюри из Парижа – историк и сценарист Александр Шелдон-Дюпле. В программу кинопоказа и конкурса вошла и работа Общественного телевидения Приморья – цикл «Рыбацкие истории Дальнего Востока» из трех выпусков нашей передачи «Морская». На наш показ в питерском кинозале мы, конечно, пришли – зал был прилично наполнен, и среди зрителей видим знакомые лица.

Татьяна Батова, член Союза театральных деятелей России:
– Я вряд ли могу быть сейчас, находясь уже санкт-петербурженкой одной ногой, объективным зрителем. Он просто был для меня ностальгическим. Потому что я услышала этот плеск волны, удар о борт рыбацкого судна. Я увидела знакомые мне лица. И дух морской, он мне знаком. Потому что я – жена капитана, пусть не рыбацкого, но я бывала с ним в рейсах. Я знакома с этой стихией, она меня не очень радовала, скажу прямо, я оказалась не морским человеком. Но эта соль на губах, она у меня появилась. И дневник моряка, матроса, рыбака, человека, который не профессионал – и в этом вся была прелесть, что он в это окунулся, и ошалел, и получил это наслаждение. И действительно, был такой изумительный момент, когда он выдергивает рыб, крючком хватает их. Вообще всё, что связано с морем – это жизнь. Это настрой потрясающий. Но для меня это было очень важно – увидеть кусок Тихого океана, Японского моря. Увидеть надпись родную на борту – Владивосток. И это всё захватывает сразу дух. Мы живем тем, где родились. Поэтому, живя в Санкт-Петербурге – здравствуй, Владивосток! Я тебя люблю! 

Жюри не обошло работу ОТВ вниманием, и несмотря на то, что форматы документального фильма и телевизионной программы соотносятся примерно так же, как роман нон-фикшн на 600 страниц в глянцевой обложке и репортаж в газете на полполосы, авторитетные судьи присудили циклу «Морская» приз «Железные нервы» – за мужество, проявленное в морских съемках. Жюри заметило и творческий подвиг Максима Борисова, и подводное мастерство Дмитрия Рудася. Для скептиков заметим, что этот приз в Питере присуждается ежегодно, и раньше его получали французские съемки в подводных пещерах (фильм «Вода под горой»), московские киношники за съемки в кратере действующего вулкана на Курилах (фильм «Эффект Рения»), французские операторы за фильм «Ад полюса», совместные американско-финские съемки на затопленных кораблях Второй мировой войны, фильм назывался «Потопленные нацистские подлодки». Словом, мы оказались в неплохой компании. И все-таки использовали возможность выступления на фестивале для того, чтобы сказать, что Приморье и наше море – это то место, куда надо приехать даже из такого самодостаточного и далекого города, как Санкт-Петребург.

Владимир Ощенко, редактор программ Общественного телевидения Приморья:
-Если прийти в аэропорт Пулково и полететь на север, юг или запад и лететь 9 часов, то вы обязательно прилетите к морю. Но это будет другой климат, другая страна, другой язык – это будет чужое море. Но если полетите на восток те же самые 9 часов, то это будет наше море, наше, хотя оно называется Японское. Хотя корейцы называют его Восточным, поэтому о Японском море мы на Общественном телевидении Приморья начали создавать достаточно большой цикл – это не кино, это телевидение все-таки. Но вот море зовет, и ваш замечательный фестиваль обратил внимание на эту нашу работу, которую мы делаем в 9 часах лета от Санкт-Петербурга. И мы делаем эту программу, посвящаем ее нашим героям, это и осьминоги, и трепанги и т.д. Но главное – это, конечно, люди, о которых мы рассказываем. Это и военные моряки, которые служат на Тихоокеанском флоте, о подводниках, которые служат на мощных крейсерах 4-го поколения в Вилючинске, о рыбаках – вы сегодня видели одну нашу работу. Спасибо Санкт-Петербургу, что заметил нашу дальнюю работу. Море зовет, ну и мы зовем вас к нашему морю! 

А всем зрителям программы «Морское собрание» традиционно желаем семи футов под килем.