Тема недели. «Флешмобы смерти» среди подростков

Новые символы этих подростков — киты и бабочки. Их они особенно любят рисовать в своих тетрадях.

Бабочки живут всего одно лето. А киты иногда выбрасываются на берег и умирают. В закрытых группах в социальных сетях подросткам предлагают сделать то же самое.

Анастасия Ярошенко, корреспондент:

— Волну народного возмущения вызвал материал «Новой газеты». Федеральный журналист сделал заявление о том, что десятки интернет-сообществ в социальных сетях представляют опасность для подростков. Маскируются. Но среди цитат о любви и красивых картинок встречается и такое.  

— Моей дочери двенадцать с половиной лет. Ребенок не тихоня. Порезы на руках были не очень глубокие, но на обеих руках — от кистей до локтя с внутренней стороны. Ножик тоже был. И разговоры о том, что она не хочет жить, тоже были.

Это сообщение одного из пользователей приморского форума «Владмама». Тема так называемых «групп смерти» на этом портале в считанные часы стала самой обсуждаемой. Сотни сообщений и десятки тысяч просмотров.

Ольга Романова, главный редактор портала «Владмама»:

— До того момента, пока это не было написано в интернете, родители и не представляли, что это так страшно, что тот или иной порез является признаком того, что ребенок относится к этой группе.

Анастасия Ярошенко, корреспондент:

— По словам психологов, среди подростков, ушедших из жизни, семьдесят процентов — это «киты». Неизвестные продумали целую схему посвящения и обработки. Первый уровень — группы в социальных сетях с депрессивными цитатами, второй — закрытое обсуждение «смертельной» тематики с платным входом — пару сотен рублей. Ну а третья ступень ведет к загробной жизни.

В Краевой детской психиатрической больнице уже приняли более пяти именно таких пациентов  — «китов». Большой всплеск был в мае.

Марина:

— Им назначается, присваивается номер и назначается дата так называемого «выпиливания», на сленге этих групп. И тебе назначают способ.

Марина Гольтяева, психиатр, зав. центром «Мир ребенка» при Краевой детской психиатрической больнице:

— Я лично за последнюю неделю направила пациентку на стационарное лечение. Потому что у нее дата стояла на второе июня. Это не просто ужас, у меня волос дыбом встает каждый раз.

Известно, что для своей цели неизвестные — организаторы сообществ — будят подростков посреди ночи и общаются на тему смерти. Используют психоделические видео и музыку, которые и у взрослого человека вызовут не самые приятные эмоции.

Но самое пугающее заключается в том, что психиатры с многолетним опытом не знают, как работать с пострадавшими подростками. При попытке что-то выяснить про «группы смерти», специалисты натыкаются на стену молчания.

Марина:

— Есть другая категория этих подростков, которые не участвуют в этом всем. И с ними легче работать. Более понятно, каким путем психотерапевтическим ты пойдешь. В отношении этих детей эти принципы не работают, вот что самое страшное. Мы можем только предполагать, догадываться, насколько глубоко это было. И какими методиками пользовались, а понятно, что пользовались.

Пока с определенной уверенностью можно лишь определить, относится подросток к такой группе или нет.

Подростки, которые находятся в «группах смерти», отличаются следующим:

— Рисуют в тетради китов и бабочек

— Используют специфический сленг: называют себя и остальных подростков бабочками или китами, часто употребляют другие слова морской тематики, в несвойственном значении

— Часто говорят о смерти или загробной жизни

— Могут внезапно измениться в поведении или характере

— Сразу закрывают все вкладки в интернете, когда замечают, что за ними наблюдают

— Не спят ночью, сидят в сети

— Наносят порезы на руки, зачастую в форме рисунка

— И, конечно, состоят в группах, где обсуждают темы смерти

При обнаружении нескольких признаков из списка нужно незамедлительно обращаться даже не к психологам, а к психиатрам.

Не исключено, что к таким подросткам относилась и девочка из Уссурийска, известная в сети под псевдонимом Рина Паленкова. Посмертно. Последние слова в подписи к селфи. «Ня. Пока» На ее «мертвую» страницу с депрессивными записями и группами, до сих пор подписаны десятки тысяч человек. В комментариях восхищаются ей и ее поступком. Смерть шестнадцатилетней девушки до сих пор расследуют в органах. И держат дело на особом контроле.

Дмитрий Кайдоба, заместитель руководителя Приморского следственного отдела на транспорте:

— В рамках следствия установлено, что погибшая действительно состояла в определенных социальных сетях. Ее, скажем, одногруппники по данным сетям установлены. Допрошены в качестве свидетелей.

В органах склонны смерть Рины не относить на счет анонимных друзей. Это считают лишь одним из факторов, но далеко не главной причиной. Однако работа над этим делом навела следователей на не менее страшные вещи, касающиеся других детей.

О подобных «флешмобах смерти» и шла речь в статье «Новой газеты». Правоохранительные органы еще выясняют, связаны ли эти случаи по всей России между собой. А вот о причинах подобного хобби администратор одного из сообществ проговорился в личной переписке. Скриншоты тут же попали в сеть.

Вот и фотографии, которые с именем манипулятора делают маленькие фанаты. В этой ситуации, когда и психиатры не знают, что делать с пострадавшими, единственный выход — ликвидировать такие интернет-ресурсы.

Александр Огневский, юрист:

— Все вот эти запрещенные или сомнительные крайне паблики, если родители обнаружили там какую-то негативную информацию, они должны проинформировать об этом Роскомнадзор. У него есть сайт, там можно написать в специальную форму и сообщить, что мой ребенок зашел туда-то, либо указать доменное имя, либо адрес конкретной социальной сети.

Анастасия Ярошенко, корреспондент:

— После резонансной статьи «Новой газеты» внимание контрольных органов к «смертоносным пабликам»  усилилось еще больше. Опасные страницы закрывают пачками. Но самый страшный вопрос, кто и зачем это делает, так и остается не совсем проясненным. Детская забава, мания величия или, может быть, эксперимент?

«Панорама»

 

Категории: