История «Еруслана» как зеркало общества: темное прошлое и бесславная гибель сухогруза

История с сухогрузом «Еруслан» — грустная не только потому, что корабль жалко, а потому что эта история про нас с вами. Тут всё: и мутный владелец в Гонконге с долгами морякам по зарплате, и брошенное судно посреди Амурского залива, никому не нужное, хотя все знали, что пароход без присмотра. Тут и безнаказанное мародерство, когда к судну стало возможно добраться по льду, и несколько дней грабежа, и реакция властей только тогда, когда пароход подожгли, два потенциальных мародера пострадали, а сам корабль начал угрожать своим вероятным затоплением и судоходству, и экологии залива. Сейчас морская администрация порта Владивосток должна как-то устранить все эти угрозы. О чем думали раньше? – вопрос риторический.

Владимир Ощенко, ведущий:

— Я тоже побывал на мостике этого несчастливого судна. Но не сейчас, когда жители морского города так весело грабили бесхозный корабль. Я поднялся по трапу «Еруслана» в порту Ниигаты 14 лет назад, в 2003-м, и беседа с тогдашним старпомом тоже, как и вся судьба этого корабля, была по грустному поводу. Тогда при содействии Министерства иностранных дел Японии и токийской продюсерской компании мы снимали 4-х серийный телевизионный проект под названием «По Японии в поисках России». Мы рассказывали об истории российско-японских отношений, городах-побратимах, совместных предприятиях. Но одна серия была посвящена темной стороне нашей общей жизни на берегах Японского моря: тогда в Японии много говорили о русской мафии, ее смычке с японскими бандитами-якудза, о контрабанде и браконьерстве, в которых общий язык нашли и российские, и японские граждане. В полицейском управлении губернаторства Хоккайдо даже был создан отдел, который вполне официально назывался – отдел по борьбе с российскими моряками. Он занимался кражами в супермаркетах, угнанными велосипедами, украденными покрышками. На экипаж «Еруслана» в Ниигате пожаловались местные жители: русские, дескать, ходят по городу с обнаженными торсами, что в Японии считается бесстыдным, и похоже, украли несколько велосипедов. Но прямых обвинений не было, старпом рассказал мне, что «Еруслан» ходит в Ниигату, как линейный транспорт, туда лес, оттуда машины, и экипажу нет никакого резона портить отношения с властями порта. Тут же заходят и сахалинские рыбаки, сказал он, а эти сорвиголовы, назад они уже не вернутся. Снимать это грустное интервью мы не стали, администрация порта разрешила подняться на борт только членам съемочной группы с российскими паспортами, да и не хотелось позорить земляков. Так что запись об этом интервью сохранилась только в блокноте. Но и осадочек остался.

Когда «Еруслан» в конце 60-х сдали со стапеля в Венгрии, до 90-х он служил вспомогательным судном в группе ВСГА на Тихоокеанском флоте. Потом был продан, поменял андреевский флаг на удобный, камбоджийский, на корме уже тогда появилась надпись «порт приписки Пномпень». Но название как было по имени русского богатыря, так и остался, да и экипаж никогда не был иностранным, всегда комплектовался российскими моряками. Теперь владелец где-то в Гонконге, корабль разграблен и сожжен, и та 14-летней давности история с подозрениями в вороватости экипажа «Еруслана», видимо, имела под собой основания. Мутная судьба, бесславная гибель.