Тема недели. Как избавить Находку от угольной пыли

После встречи с губернатором, чиновники, активисты и стивидоры решают, как избавить Находку от пыли. Митинги и акции протеста в 2017 году стали настоящим городским мейнстримом.

Находка — крупнейший транспортный узел России. В год здесь переваливают 90 миллионов тонн угля. Во Владивостоке — в семь раз меньше. Южный приморский порт поставляет твердое топливо в Японию и Китай. Объемы нарастают каждый год, слой угольной пыли вокруг.

Этот сюжет мы снимали в 2016 году. Проблему освещали в 2015 и 2014 годах. Соседство с угольным комплексом тяготит целый район. «Черное золото» грузят под открытым небом. Угольная пыль летит на окна, на деревья, детские площадки. И так во всех районах. В находке 11 предприятий занимаются перевалкой угля.

Артем Трембовлев, представитель общественной организации «Надежда»:

— Хочется, чтобы была организована комиссия, которая оценит и эффективность работы порта,  экологическую обстановку.

Общественная организация «Надежда» позиционирует себя некоммерческой, создает петицию «за чистый воздух, против угля». В 2016 году обращение подписали три тысячи жителей Находки. За две недели 2017 года количество подписей увеличилось больше, чем в два раза. Что такого произошло за эти две недели?

Находка — в топах новостей. Первой закипела блогосфера. Сотни постов на страницах «Фейсбук». ВКонтакте», «Одноклассники».

Жителей призывают митинговать. По информации самих блогеров, протестуют тысячи, по рассказам очевидцев, сотни. Но о проблеме узнают федеральные каналы и трехлетняя пыль — уже свежая сенсация.

Угольная пыль накрыла Находку три года назад, истерия по этому поводу только сейчас. Кто взорвал медиа-пространство?

Некоммерческая организация «Надежда». Учредители — Артем и Елена Трембовлевы, Артем Сухоруков. Медийное лицо — Татьяна Корчевная. С 2005 года по 2008 год активистка работала на оппозиционера Гарри Каспарова. Распространяла в сети статьи об ужасах режима, вербовала пользователей социальных сетей. Со скандалом вышла из оппозиционной организации. После критиковала протестные движения. Выступала против отмены пошлин на подержанные иномарки. Несколько раз меняла политическую ориентацию. Сегодня Корчевная — блогер и оппозиционер.

В сентябре мы переизберем муниципальных депутатов. В Находке — городе, где одного главу чуть было не посадили, а у второго — открытый конфликт местными парламентариями, выборы 2017 года — главное политическое событие десятилетия. К нему явно готовятся. Проблема с угольной пылью пришлась, как нельзя кстати.

Лидеры протестного движения требуют прекратить открытую перевалку угля. О том, что на территории всей страны уголь перебрасывают открыто ,молчат. Федеральный закон это не регламентирует. Предприятия сами выбирают, как им работать в боксе или под открытым небом. Второй вариант — дешевле. Но это для крупных игроков. Местные небольшие предприятия строительство элеваторов разорит.

Доходы каждого третьего жителя Находки, так или иначе, зависят от угля. Люди работают в компаниях -стивидорах, предприятиях, которые их обслуживают. Убрать уголь — перерезать артерию, по которой в город идут доходы. Жить так дальше — невозможно.

Открытая перевалка не страшна, если делать все цивилизованно: поливать уголь из специальных машин, запустить по городу механических уборщиков, оградить население от себя защитными экранами. Но штрафы платить выгоднее. Обороты компаний и наказание — не соразмерны.

Наказание в рамках природоохранного законодательства поможет «привести в чувство» злостных нарушителей, решил глава региона. И специалисты приступили к разработке специальной методики. По ней можно будет рассчитать ущерб окружающей среде от угольной пыли. С «методичкой» будет работать природоохранная прокуратура. Когда в перспективе такие штрафы, дешевле купить оборудование.

Владимир Миклушевский, губернатор Приморского края:

— Это давление, но мы будем считать, что это техническое регулирование. Договорились со стивидорами, я им дал месяц на то, чтобы они определились с техническими средствами, которыми они будут все это реализовывать на своем участке. Вот 2 или 3 марта их выслушаем.

Сколько пытались договориться,  все без толку. А тут ситуация сдвинулась с мертвой точки. Находка. Стивидоры, чиновники, активисты решают, как избавить Находку от пыли.

Некоторые компании уже начали оборудовать свои предприятия. ОАО «Терминал Астафьева» использует защитные экраны и поливальную машину. Она прибивает угольную пыль к земле. В конце февраля по району, в котором расположен терминал, начнет курсировать механический уборщик.

Александр Бабченко, пресс-секретарь ОАО «Терминал Астафьева»:

— Эта машина скоро поедет по парку, будет собирать пыль механическим способом. Также она будет собирать пыль с дорог и тротуаров.

Стивидоры предоставят губернатору план, в котором каждая компания учтет создание единой санитарно-защитной зоны, установку стационарных автоматических постов измерения уровня загрязнения воздуха и строительство защитных сооружений.

«Панорама»

 

 

 

 

 

 

 

 

Категории: