Хронограф. Дагестанцы на Русско-Японской войне

Здравствуйте, в студии Наталья Смолянинова. Поговорим об истории Приморья. 

В августе по старому стилю закончилась Русско-Японская война. И несмотря на то что ее сложно назвать победоносной, но честь страны в ней защищали все сословия и национальности империи. Особые заслуги отмечают за Дагестанским полком.

В январе 1904-го, после гибели «Варяга» в корейском порту Чемульпо, Николай II обратился к горцам с призывом идти на войну. В полк брали охотников в возрасте от 21 до 40 лет «хорошего трезвого поведения», обладавших «здоровым телосложением и способностью к конной службе». Тем, кто был чем-либо опорочен в прошлом, отказывали. Каждый горец должен был иметь свои холодное оружие, обмундирование, коня и конское снаряжение.

Добровольцами двигали не только патриотическое стремление послужить царю, но и желание заработать. За участие в войне платили. Возникла проблема избытка добровольцев. К началу апреля были сформированы шесть сотен 2-го полка. В конце мая 1904 года иррегулярный 2-й Дагестанский конный полк шестью эшелонами отправился с железнодорожного вокзала Порт-Петровска (ныне это Махачкала) на Дальний Восток. С тех пор даже сохранились открытки.

С первых же дней войны полк прославился доблестным служением. Горцы отчаянно сражались. Многие были награждены Знаком отличия Военного ордена различных степеней. В народе называют «солдатским Георгиевским крестом», а с 1913 года награду стали называть так официально.

Для мусульман сделали иную версию Георгиевского креста. Вместо сидящего на коне святого Георгия Победоносца, пронзающего змея копьем, на нем чеканился двуглавый орел. В документах такие кресты обозначались «м. в.» («магометанского вероисповедания»). Многие дагестанцы предпочитали получить крест «с джигитом», так они называли святого Георгия. Вот почему, как следует из наградных документов, ряд кавалеристов-мусульман имели кресты, обозначенные «х. в.» (то есть «христианского вероисповедания»). А у некоторых горцев были Знаки отличия Военного ордена и «с птицей», и «с джигитом».

Среди кавалеров креста был и внук легендарного Хаджи-Мурата — старший урядник Хаджи-Мурат Бадави Гула.
Интересно, что в полку с горцами служили и выходцы из других стран — французский принц Наполеон Мюрат (правнук наполеоновского маршала Иоахима Мюрата и родной сестры Наполеона Бонапарта Каролины.

К 1917 году он дослужился до генерал-майора Российской армии). А также персидский принц Фейзулла Мирза Каджар ( произведен в генерал-майоры в 1917-м).

Ну что ж, вот так история переплетает народы и судьбы. А мы гордимся и помним героев Русско-Японской воины. 
На этом все. До встречи.

«Панорама»

Категории: