Тема недели. Биткойн в огне

Мощные видеокарты для компьютеров сейчас дефицитный товар. Некоторые модели сложно купить в крупных торговых сетях — спрос такой, что всем желающим не хватает. Видеокарты начали продавать уже в небольших магазинчиках торговых центров, где раньше можно было найти только телефоны. Главные покупатели — не любители компьютерных игр, а те, кто хотят заработать. 

Денис Кравчук, владелец магазина электроники:

— Сегодня кто-то берет от 15 штук и больше. Берут в кредит, берут взаймы, кто-то обналичивает свои сбережения. Люди приходят и покупают карты в надежде извлечь какую-то прибыль. 

Из видеокарт собирают так называемые «майнинговые фермы», добывающие криптовалюту. Это виртуальные монеты, которые выросли в цене за последние пару лет в десятки раз. То, что сейчас происходит, напоминает золотую лихорадку. Сайты интернет-объявлений пестрят предложениями купить готовую ферму для майнинга.

Александр — майнер. Добывает криптовалюту уже больше полугода. Он собрал майнинговую ферму у себя в гараже. Потратил на оборудование около 2 миллионов рублей. 

Александр, майнер:

— Прибыли имею 10 процентов, как и в любом бизнесе. Когда валюта идет в рост — это прибыль. Она может увеличиться вдвое и втрое. Но есть риск, что прибыли не будет. Уйдешь в минус. 

Бизнес на майнинге может быть не только доходным, но и опасным. 6 февраля огонь охватил многоэтажку в Артеме. Пламя быстро распространялось по верхним этажам из-за сильного ветра.

Полностью выгорело 8 квартир и еще 40 пострадали. Причины пожара сейчас выясняет МЧС. Основная версия — майнинг-ферма. Один из жильцов на чердаке вырабатывал криптовалюту. Сети дома не выдержали нагрузку, произошло короткое замыкание. Есть очевидцы, которые видели как майнер, спасаясь от огня, убегал с системными блоками. 

Сергей Поздняков, житель дома №4 по улице Кооперативной:

— Когда пожар начался, видели, что мужчина бежал и ронял системные блоки, спасал свое оборудование. 

На чердаке, откуда предположительно начался пожар, сначала пожарные, а потом и соседи обнаружили стеллажи со сгоревшей компьютерной техникой. 

Александр Демьянов, житель дома №4 по улице Кооперативной:

— Предположительно в этой квартире был пробит проход на чердак, где и находилась криптоферма. Он сделал здесь отверстие и отсюда таскал оборудование, и вот к чему все это привело.

Наталья Быстрикова осматривает то, что осталось от ее уютной двухэтажной квартиры после пожара. Сгорели даже некоторые стены — на мансардном этаже они были из дерева. Женщина потеряла всё имущество и осталась должна — ипотеку за квартиру платить еще 10 лет. 

Наталья Быстрикова, хозяйка сгоревшей квартиры:

—  Муж забежал и говорит — сгорим. Тогда была паника. Я не знала что брать, куда бежать, схватила сумку, в которой был паспорт, и любимого кота. 

Жильцы дома устроили собрание, чтобы понять как жить дальше. После пожара коммунальные службы оперативно восстановили подачу в дом электричества, холодной и горячей воды. Жителям сгоревших квартир городские власти готовы предложить временное жилье. Тревогу бьют хозяева уцелевших квартир. Ведь крыши нет на 4-мя подъездами. 

Олег Вичук, житель дома №4 по улице Кооперативной:

— Мы понимаем, что если сейчас тут не появится крыша, то в первую оттепель все это потечет вниз.

Жильцы надеются — поможет Фонд капитального ремонта. Своими силами крышу они не восстановят. Также погорельцы ждут результатов экспертизы МЧС. Правда даже если она установит, что причиной пожара стал любитель криптовалюты, а потом его вину признает суд, он все равно вряд ли сможет возместить ущерб в сотни миллионов рублей. 

Владимир Игнатьев, юрист:

— А с него нечего взять, в тюрьму его никто не посадит. А ущерб так и будет болтаться. Это случай такой характерный, то,  что сейчас происходит с долговыми обязательствами. Очень много должников, а брать с них нечего. 

Все сгоревшие и пострадавшие квартиры в частной собственности. А значит, жильцы должны восстанавливать их сами. У большинства денег на это нет. Поэтому жители дома решили открыть расчетный счет для пожертвований. Надеются на помощь неравнодушных людей.

В Артеме сгорел новострой. Дом заселили меньше 10 лет назад. Электрические сети там были относительно новыми и рассчитаны на серьезную нагрузку. Большую угрозу мощные майнинговые фермы несут домам со старой проводкой. В таких и без майнеров каждый третий пожар происходит из-за коротких замыканий. 

Тимофей Рубайло, заместитель начальника отдела государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по ПК:

— Сегодня средний срок работы электропроводки 20-25 лет. К сожалению у нас граждане не привыкли менять проводку. Майнинговые фермы бывают разных мощностей. Если бытовые больших мощностей, то повышается риск пожаров. 

Массовое увлечение криптовалютами и майнингом — новое явление. Поэтому в России пока нет законов, которые бы регулировали этот новый мир. Многие майнеры не против оформления своего бизнеса официально, но пока это невозможно. Соответственно нет и регламентов, где можно устраивать майнинг-фермы, а где нельзя. Нет и свода обязательных правил пожарной безопасности, соблюдение которых бы проверяли контролирующие органы. Все это обязательно появится, но когда пока неизвестно. А пока россиянам далеким от майнинга можно лишь посоветовать застраховать свое жилье.

«Панорама»
 

Категории: