«За него не стыдно»: о расцвете «Зеленого угла», подержанных авто и рисковых путешествиях

Отрасль, которая спасла от безработицы в трудные 90-е тысячи дальневосточников. Времена расцвета «Зеленого угла»,  подержанных иномарок и рискованных путешествий на Дальний Восток за дешевыми и надежными авто, сообщает Общественное телевидение Приморья.

Алексей Михалев, автовладелец: «Это — велюр, ему 35 лет и он еще в состоянии, в котором за него не стыдно. Можно сесть, пощупать, потрогать и понять, что ты хочешь сидеть в этом сиденье. Всему этому 35 лет. Здесь ничего не менялось».

Этот Марк II — почти ровесник Алексея. Легендарный седан из восьмидесятых прозвали «черностоем» из-за задних кузовных элементов темного цвета. Сразу после развала Советского Союза обменять такую машину на гостинку или однушку во Владивостоке считалось выгодной сделкой. Квартиры были у всех, а вот роскошное авто — только у избранных. Электро-стеклоподъемники, гидроусилитель руля, радио, климат-контроль и мощный двигатель. И при этом — императорский комфорт. Его жители постсоветского Приморья ощутили только с началом эпохи правого руля.

Новый выпуск проекта «Приморье.док» — об отрасли, которая спасла от безработицы в голодные 90-ые сотни тысяч дальневосточников. Первые праворульные «японцы» на дорогах, появление «Зеленого угла» и перегонщики из соседних регионов. И — как маркер — свой, особый слэнг.

Первыми автодилерами в новой России можно смело называть моряков торгового флота. Во времена железного занавеса им разрешалось ввозить машины из-за рубежа для личного пользования. В начале 90-ых многие запреты рухнули и подержанными иномарками торговали уже все подряд. Учителя, ученые, инженеры, врачи — те, кто при новом строе зарабатывали копейки или вообще оказалась на улице, подалИсь в автобизнес.

Василий Авченко, журналист, писатель: «Вообще в русской традиции слово «торгаш» или «барыга» в отличие от западно-европейской и протестантской культуры, где считается, что купить, продать и навариться — это богоугодное занятие. В нашей традиции считалось, что это считалось чуть лучше чем ростовщичество. Ростовщичество — это совсем плохо, а торговать и получать чистоган — это, в общем-то тоже не очень хорошо».

До сомнительного статуса «барыги» в Приморье 90-ых уже никому не было дела. Капитализация авторынка, магазинов запчастей, юридических компаний в те годы росла как на дрожжах. Всего за пару лет с момента открытия «Зеленки» Владивосток догнал столицу по числу машин на душу населения. К концу 90-ых здесь уже присматривали авто уральцы, сибиряки и даже жители центральных регионов. О влиянии подержанного японского автопрома на весь Дальний Восток — в новом выпуске «Приморья.Док».

Скачать видео
Категории: