Морская. День в океанариуме

Приморский океанариум – место, куда стоит приходить не раз и не два. Став значимой достопримечательностью Владивостока 4 года назад, океанариум соединяет судьбы морских биографий людей, рыб, животных. Мы все – обитатели одной планеты. Всего-то 4 года, а в океанариуме в Приморье уже побывал миллион человек.
Программа Морская не раз показывала вам закулисье океанариума: мы рассказывали о водолазах, которые работают в бассейнах и танках этого научно-образовательного центра, о системах очистки и подготовки воды для таких разных жителей этого своеобразного мира, о базе исследований морских млекопитающих, где изучают пятнистых ларг-тюленей и северных дельфинов-белух. Но вот саму экспозицию с точки зрения обычного зрителя мы все еще не показывали. Видимо, ждали миллиона.

ОДИН ИЗ МИЛЛИОНА

Выбор на Романа Назаренко, школьника из 4 класса одной из владивостокских школ, выпал случайно. Мы познакомились-то с ним фактически в океанариуме. Это потом мы узнали, что он почти отличник, что любит математику и шахматы, потом коротко родители проговорились, что у парня кое-что не так со здоровьем, но они справятся. А для нас на первом этапе знакомства важным было то, что Роман не видел шоу дельфинов.
А ведь общение с ними сродни с осознанием себя рядом с «братьями по разуму», причем не на далеких планетах и в галактиках, не в придуманных фантастических компьютерных играх, а совсем рядом, как бы под боком, только в другой природной стихии — в прибрежных водах, проливах и даже на пляжах, причем, не только в тропиках. А здесь – в нашем море, у нашего побережья. Так мы начали с Романом наш день в Приморском океанариуме.

В 11 утра – главное представление для человека, который еще только-только начинает познавать мир. Шоу дельфинов и Миши, которого-то уже и моржом называть не хочется, настолько он стал похож на человека.
В Приморском океанариуме выступают 4 белухи. У каждого животного свой характер, но все они очень общительные. Умеют «давать пять», крутить обручи, перебрасывать мячи, играть в баскетбол, выпрыгивать синхронно из воды, целовать своих тренеров, кружить их в танце и, конечно, громко и мелодично петь «китовую серенаду». 

В Приморском океанариуме живут и выступают дельфины: – тихоокеанские афалины. По ним видно, что их интеллект – не ниже человеческого. Смекалистые, по-своему остроумные. Им нравится учиться у своих тренеров и, похоже, обучать и людей. 
Они многое могут: высоко выпрыгивать из воды, крутить обручи, ловить колечки, танцевать, махать зрителям плавниками, петь свои дельфиньи песни и катать тренеров на спине. Все трюки афалины выполняют играючи и любят вносить в программу свои коррективы.

Потом, в конце дня в океанариуме Роман выскажет нам на своем детском еще языке вполне глубокую мысль. Это был скорее вопрос-размышление: а не могло ли так быть, что не люди, а киты или дельфины стали бы или станут в будущем главными на планете? Роман слишком внимательно всматривался в экспозицию «Зарождение жизни на земле и в океане», чтобы в своем приспособленном к математике уме не сложить этот такой простой вывод. Ведь и в самом деле: отнюдь не исключено, что при благоприятных условиях иной тип жизни, скажем, иной зоологический вид, а не человек, мог стать двигателем культурного прогресса. Человек из класса млекопитающих, из отряда приматов; но ведь вполне вероятно, что подобная же эволюционная энергия могла бы окрыляюще подействовать на развитие другого зоологического вида… При благоприятных биологических условиях какая-то цивилизация, и, может быть, не более низкая, чем наша, могла возникнуть и в водных глубинах. А может быть, и существует рядом с нами, да только мы об этом не догадываемся.

ДЕТСКАЯ СТУДИЯ
Океанариум – это не Диснейленд, это живой организм, который растет вместе со своими обитателями, тренерами, служащими, и, конечно же, посетителями. Те изменения, что может показать Диснейленд, лишь новые технологии 4-джи или 5, а теперь это у каждого в кармане. И океанариумы во всем мире начинают становиться центрами образования и просвещения, а не развлечения. И уже опыт Приморского океанариума становится интересным даже для такой небедной страны, как Тайвань, где океанариум решили не строить с нуля, как у нас, а восстановить запущенную постройку двадцатилетней давности.

В разных аквариумах, или как говорят специалисты океанариума, танках – танцы со скатами бывают не каждый день. В подводном тоннеле и в океанской бездне дни чередуются – на самом деле питание таких морских обитателей, как скаты и акулы, это совсем не обжорство, и едят они даже не каждый день. А водолазы, которые тренируют скатов и акул, в увлечении своей работой переехали во Владивосток из Санкт-Петербурга и всё ближе и ближе продвигаются к своей мечте – создать уникальный для таких океанариумов во всем мире контакт человека и, как когда-то предполагалось, вообще не идущих на общение и дрессировку рыб.

Возвращаться в океанариум стоит, особенно с растущими детьми, чтобы видеть, как от мягких игрушек они переходят к пониманию сложности жизни, природы, особенностей морского мира, и их безусловной ценности и красоты. 

Категории: