Первый на Дальнем Востоке сухой порт начал работу. За прошлую неделю отсюда (станция Угловая) отправились две партии груза. Новая логистическая инфраструктура не только сможет разгрузить железнодорожные магистрали и увеличить ВРП, но и позволить удешевить экспортные товары, уверены эксперты.
На прошлой неделе заработал единственный в Приморье и восточной части России «сухой порт» (проект группы компаний «Акваресурсы»). Первая партия, состоящая из 15 контейнеров, отправилась по Транссибу 10 февраля. Когда порт выйдет на полную мощность, раз в три дня отсюда будут уходить не менее 50 вагонов.
Новый транспортно-логистический центр представляет собой контейнерную площадку площадью 3 тыс. кв. метров с погрузочно-разгрузочными устройствами. Фактически «сухой порт» способен выполнять все функции морского порта. Главное отличие –морские суда могут совсем не участвовать в транспортной цепочке.
Сегодня на территории порта продолжается возведение складского комплекса класса «А», начатое в сентябре 2013 года, укрепляются ограждения. Разрешение на эксплуатацию железнодорожной станции Угловая для приема и выдачи грузов в контейнерах было выдано «сухому порту» комиссией Федерального агентства железнодорожного транспорта в конце декабря прошлого года.
Следующим этапом реализации проекта станет получение технических условий от ОАО «Российские железные дороги» на предоставление «сухому порту» грузопотока в объеме 3 млн тонн в год. На эту мощность терминал выйдет уже в начале следующего года.
– Благодаря старту работы «сухого порта», грузы будут доставлять значительно быстрее, а узловые железнодорожные станции в Приморье окажутся свободными от простаивающих поездов, – отметил директор департамента промышленности и транспорта Приморского края Иван Тирских. – Новый транспортно-логистический центр в районе Артема позволит существенно разгрузить железнодорожные магистрали в регионе.
Эксперты считают, что «сухой порт» станет связующим звеном региона с европейской частью страны.
– «Сухой порт» в Артеме существенно упростит и ускорит товарооборот между западом и востоком, станет самым коротким связующим путем, ведь ближайший подобный порт находится в районе Новосибирска, – говорит директор Дальневосточного центра экономического развития и интеграции России в АТР Александр Абрамов. – Когда здесь построят обширные складские помещения, дополнительные разгрузочные станции, наладят систему управления и телекоммуникации, мы получим самый мощный транспортно-логистический кластер в этой части света.
В результате, отмечают специалисты, ввод в эксплуатацию «сухого порта» повысит привлекательность развития бизнеса в сфере торговли. В первую очередь со странами АТР.
– Основная цель создания транспортно-логистического кластера Приморского края – его интеграция в транспортную систему АТР, а также доведение кластера до уровня и стандартов АТР, – заявил «Приморской газете» аналитик Инвесткафе Игорь Арнаутов. – В связи с этим «Сухой порт» является одним из важнейших узлов для его развития, так как позволяет разгрузить порты Владивостока, Находки, Смоляниново и мыса Чуркина.
По словам эксперта, порт позволит сбалансировать транспортную нагрузку между портами, что способно снизить стоимость экспортной продукции.
– После выхода «сухого порта» на плановый грузооборот в объеме 3 млн тонн, транспортная нагрузка между портами станет более равномерной при отгрузке товаров на Транссиб, – уверен Игорь Арнаутов. – Кроме того, через Приморский край завозится существенная доля товаров на Дальний Восток, поэтому «сухой порт» может снизить стоимость ввозимых товаров из-за упрощения схемы доставки.
Аналитик добавил, что для Приморского края, транспортная составляющая в экономике которого составляет около 18%, создание «сухого порта» станет возможностью для роста ВРП, что повысит инвестиционную привлекательность региона.
Старт работы «сухого порта» является позитивным фактором не только с точки зрения снижения простоя подвижного состава на станциях региона, но и с точки зрения повышения конкурентоспособности трансконтинентального железнодорожного пути, обращает внимание аналитик ИХ «ФИНАМ» Анатолий Вакуленко.
– Железной дороге для успешной конкуренции с водным транспортом нужно давать максимальный выигрыш по срокам поставок, – говорит эксперт. – Фактически сроки перевалки должны быть сопоставимыми с высокомеханизированными портами Западной Европы, в которые приходят морские грузы, идущие в Европу из Азии окружным путем.
Напомним, проект «сухой порт» был впервые представлен на Дальневосточном Инвестиционном Конгрессе 6 сентября 2013 года. Именно тогда было подписано соглашение между губернатором Приморского края Владимиром Миклушевским и президентом группы компаний «Акваресурсы» Русланом Кондратовым о строительстве нового транспортного терминала. Кстати, это уже не первый проект администрации Приморья и компании «Акваресурсы». Так, с 2012 года в Находке идет реализация проекта модернизации «Терминала Астафьева». По итогам 2013 года предприятие перегрузило один миллион тонн угля.
Источник: Приморская газета