На дальневосточных ТОРах будет опробовано новое законодательное регулирование

О том, насколько высока конкурентоспособность дальневосточных территорий опережающего развития по сравнению с другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона и насколько создаваемые условия для инвесторов привлекательнее, чем в Сингапуре или Китае, рассказал Российской бизнес-газете министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Галушка.

В настоящее время в перечень льготных условий, предусмотренный законом о ТОРах, входят освобождение от уплаты налога на имущество организаций и земельного налога на 5 лет, льготные ставки арендной платы за пользование недвижимостью, особая организация государственного контроля, приоритетное подключение к объектам инфраструктуры и другие.

По словам Александра Галушки, еще в октябре-ноябре 2013 года Минвостокразвития подготовило сравнительную таблицу.

Галушка.png 

«Таблицу о том, кто, где и сколько платит налогов, тратит на энергоресурсы, транспортировку. Она стала отправной точкой при подготовке закона и сейчас актуальна. В частности, в Китае, странах Юго-Восточной Азии и США налоговое обременение на 7-10 процентов ниже, чем в России. В странах БРИКС меньше, чем в РФ, на 22 процентах. Мы сократили в ТОР налог на прибыль до 10 процентов. В Сингапуре он 17 процентов, в Китае – 15. Затраты на энергоресурсы в Сингапуре 13,6 цента за киловатт-час электроэнергии, в Китае – 7,4, целевой показатель для наших ТОР – 6,9. Получение разрешений на строительство в Китае сегодня занимает 67 дней, в Сингапуре – 26, целевой показатель для ТОР – 26», – обозначил Министр.

Подчеркнуто, что закон о ТОРах – это лишь часть работы по обеспечению глобальной конкурентоспособности. Он рассматриваем неразрывно с его комфортным применением для инвесторов.

«Хороших законов в России немало, вот только правоприменение страдает. При одинаковых федеральных законах от региона к региону оно разное. Причем отличается в десятки раз. Например, получение разрешений на строительство. В одном регионе вы год будете ждать эти документы, в другом – за два месяца вам их выдадут. Можно пожаловаться. И получить не за год, а за 11 месяцев. Этот феномен очень ярко проявляется», – сказал Министр.

На вопрос журналиста о том, как избавляться от этого феномена, Александр Галушка заметил – через постановку вопроса «Кто будет исполнять закон и контролировать соблюдение его норм на практике».

«Нужна команда управленцев, кадры, мотивация. Поэтому для работы на Дальнем Востоке мы по крупицам отбирали людей, которые в том числе имеют успешный опыт в реализации сложных проектов. Разработали для них систему мотиваций. Она заложена в основу создания Корпорации развития Дальнего Востока. А ключевые показатели эффективности, которые сейчас готовятся, будут измеряться качеством привлеченных инвестиций, а не количеством переписки чиновников и переданных докладов», – добавил он.

Отмечено также, что до 2018 года ТОРы могут создаваться исключительно на Дальнем Востоке и в моногородах. В дальнейшем практика появления таких площадок (на 70 и более лет) должна перейти в другие регионы.

«При выборе места для такой территории обязательно учитываются экономико-географические характеристики, привлекательность площадок для инвесторов, стоимость необходимой инфраструктуры. Один из плюсов ТОР в том, что мы можем в локальной точке качественно опробовать новое регулирование, отличное от общероссийских рамок. И принять аргументированное решение, надо ли и в каких масштабах дальше эту практику распространять», – подчеркнул Александр Галушка.

Напомним, законом о территориях опережающего развития предусмотрены механизмы значительного снижения налоговой и административной нагрузки на резидентов территорий. Также в ТОРах создается инженерная и транспортная инфраструктура для инвесторов.

Две территории опережающего развития Приморского края – «Надеждинская» и «Михайловская» уже одобрены Правительственной подкомиссией, в ближайшее время будут подписаны соответствующие постановления Правительства России об их создании.

В ТОР «Надеждинский» будет создан мультимодальный транспортно-логистический комплекс. Площадкав 806 гектаров, обеспеченная необходимой дорожной и инженерной инфраструктурой, разместит не менее 30 резидентов.

ТОР «Михайловская» будет специализироваться на размещении крупных сельскохозяйственных производств, а также центров глубокой переработки и логистики сельхозпродукции.

Кроме того, в настоящее время Минвостокразвития России совместно с Приморским краем разрабатывают концепцию третьей ТОР – «Остров Русский», как технико-внедренческого и туристско-рекреационного центра России в АТР. Планируется, что на рассмотрение Правительственной комиссии данный проект будет вынесен в этом году.

Также в качестве перспективных территорий для развития Приморский край рассматривает ТОР «Нефтехимический», ТОР «Зарубино» и ТОР «Судостроительный комплекс «Звезда».