Алексей Казаков: Мы открыты для сотрудничества с журналистами Приморья

В приморских СМИ на четверть увеличилась доля социальной информации. Это новости о здоровом образе жизни, о семейных ценностях, усыновлении детей, профориентации, спорте, достопримечательностях Приморского края. О результатах этой работы в интервью газете Комсомольская правда рассказал директор департамента информационной политики края Алексей Казаков.

9499159.jpg

– Расскажите об итогах работы в уходящем 2015 году.

– Отмечу, самые важные цели, которые мы ставили перед собой и показатели, которые были достигнуты.

Во-первых, наша главная цель – обеспечить информационную открытость органов государственной власти Приморского края. Для этого на постоянной основе проводились пресс-конференции должностных лиц администрации и департаментов, онлайн-конференции, организовывались интервью и ответы на журналистские запросы приморских и центральных изданий.

Во-вторых, в электронных и печатных изданиях увеличилось количество «социальных» публикаций, в том числе таких, которые не просто информируют, а несут пользу аудитории. В том числе в сфере пропаганды здорового образа жизни, социально ответственного поведения, побуждающие заинтересованность в получении образования и профессиональном росте, ориентированные на традиционные культурные, нравственные и семейные ценности.

В-третьих, развитие механизмов поддержки, предоставляемой на конкурсной основе социальным проектам средств массовой информации.

В-четвертых, поддержка общественных инициатив журналистов, для которых работа не ограничивается написанием статей или съемкой репортажей. Мы тесно работаем как с редакциями разных изданий, так и с профессиональным объединением – приморским отделением Союза журналистов России. Журналисты – очень творческая среда. Среди проектов, которые поддерживали в этом году, отмечу выставку портретов ветеранов Великой Отечественной газеты «МК во Владивостоке», медиасубботник, МедиаСаммит.

В стадии реализации сейчас замечательный проект «Дети Приморья», которому мы уделяем особое внимание. Его цель – привлечь внимания общества к проблеме социального сиротства, а заодно накануне Нового года собрать подарки воспитанникам детских домов. Мы содействуем в этом начинании, благодарны его организаторам – редакциям средств массовой информации, сетям детских магазинов, волонтерам, предпринимателям, берущим шефство над социальными учреждениями.

 – Администрацию края часто упрекают в пиаре за бюджетный счет…

– Информационные коммуникации органов власти с обществом – необходимость. Без общения не может быть нормальных взаимоотношений ни между людьми, ни между социальными институтами. Власть должна слышать человека, понимать, что происходит в обществе, а с другой стороны – должна отчитываться о своей работе. СМИ в этих отношениях – коммуникатор, посредник, который помогает обществу донести до власти проблемы, а власти – рассказать о своей работе. Поэтому я против того, чтобы трактовать «общественные отношения», а именно так переводится английское «PR», в ругательном аспекте. Что касается сокращения бюджетных трат в этой сфере – это государственная задача, и в Приморском крае ее выполняют.

В государственной программе «Информационное общество» действительно есть мероприятия по информационному освещению деятельности органов власти, но средства, которые на это выделяются, уменьшаются год от года.

 – Можно ли вообще отказаться от этих трат?

– Давайте задумаемся об экономических последствиях такого решения. 2015 год был непростым для средств массовой информации Приморского края. Мы проводили анкетирование главных редакторов районных и городских изданий, подавляющее большинство сообщили о сокращении поступлений от рекламы, об уменьшении подписных тиражей, в половине редакций прошли увольнения. К чему приведет одномоментное сокращение затрат государства и муниципалитетов на услуги СМИ? К усугублению экономических сложностей в сфере масс-медиа, в ближайшей перспективе – прекращение выпуска газет, сокращение информационного теле- и радиовещания. То, что в последние годы имело локальный характер – станет массовым явлением. Этого допустить никак нельзя.

– В этом году департамент информационной политики проводил конкурс среди редакций на получение субсидий. Расскажите о его итогах.

– В 2015 году департаментом информационной политики была реализована система предоставления на конкурсной основе субсидий краевого бюджета на реализацию социально значимых проектов редакций СМИ. На чем строилась эта работа?

Первое – прозрачность бюджетных расходов, потому что конкурс проходит абсолютно гласно и с участием общественных институтов. Второе – экономическая поддержка средств массовой информации, которые реализуют социальные проекты. Третье – решение задачи увеличения доли социально значимой информации.

Конкурсный отбор социальных проектов проводился в этом году дважды. Темы проектов согласовывались с общественным экспертным советом по развитию информационного общества. В общей сложности в конкурсе участвовали 60 проектов, но признаны победителями 54 из них.

Приемочная комиссия ведёт проверку отчётов о реализации проектов, целевых показателей, расходов, подлежащих субсидированию. Однако уже сейчас можно подвести предварительные итоги, что цель – увеличение доли социальных материалов – достигнута.

– Можете привести в пример эти проекты?

– Среди наиболее запомнившихся – телепрограммы «Мамы нет» об опекунстве и усыновлении, «Приморье – территория дружбы» – рассказ о жизни многонационального края, радиопрограмма «Закрытый город» – об истории Владивостока, «Вклад в Победу» «Новой газеты во Владивостоке» – исторический цикл о роли дальневосточных моряков в годы Великой Отечественной войны, «Антикоррупционный ликбез» «Бизнес-Арса».

Мы провели контент-анализ публикаций СМИ, выигравших конкурсный отбор и реализовавших проекты в период с октября по декабрь 2015 года и аналогичный период 2014 года. Практически по всем позициям отмечено увеличение количества материалов по поддерживаемым направлениям на 25-30 процентов.

Говоря обывательским языком, в СМИ края стало на 25 процентов больше публикаций о здоровом образе жизни, о семейных ценностях, усыновлении детей, профориентации, достопримечательностях Приморского края.

Финансовый отчет о средствах субсидий и конкретных получателях по итогам года будет опубликован на официальном сайте департамента.

Власти Приморского края стали уделять больше внимания межнациональным отношениям, профилактике экстремизма. В информационной политике это также стало заметно.

Оговорюсь, что в Приморском крае, где проживают представители свыше полутора сотни национальностей, нет больших проблем с проявлением экстремизма в средствах массовой информации. Все-таки коллеги проявляют высокую степень грамотности и толерантности в данном вопросе. Задача, над которой мы работали в последнее время – как сделать так, чтобы пресса вновь стала рассказывать своей аудитории об особенностях культуры и традиций разных народов, о дружбе людей разных национальностей, о сути и примерах патриотизма, о страницах истории России. Эти вопросы не раз поднимались на встречах с главными редакторами и журналистами с представителями правоохранительных и надзорных органов. Сами журналисты становились участниками дискуссий о межнациональных отношениях на Конгрессе народов Приморья.

Считаю, что публикации и репортажи на темы межнациональных отношений в приморских изданиях – показатель того, что задача начала решаться.

 – Какие плоды принёс второй ДальневосточныйМедиаСаммит?

– МедиаСаммит, когда возникла идея его проведения, замышлялся не просто как журналистская тусовка, место для общения и инструмент объединения профессионального сообщества. На первое место мы ставили получение журналистами новых знаний, знакомство с передовыми технологиями, обмен опытом между редакциями. Второй МедиаСаммит, состоявшийся в июне 2015 года, на мой взгляд, отличался более насыщенной программой, большим количеством экспертов, выступления и занятия с которыми оказываются полезными для журналистов и редакторов Приморья.

Далеко не в каждом регионе Дальнего Востока у журналиста районки есть возможность задать профессиональные вопросы мэтрам журналистики, таким как Владимир Касютин, Оксана Силантьева, Всеволод Богданов. Надо было видеть, с каким интересом слушали мастер-класс о спортивном репортаже от профи в этой области Дмитрия Губерниева.

Практический результат МедиаСаммита в качестве информационного продукта приморских масс-медиа: газетных публикаций, сообщений агентств, телерепортажей. Меняется форма подачи информации на интернет-сайтах электронных изданий: в том числе в районных и городских СМИ сегодня заметны новации, о которых эксперты рассказывали на МедиаСаммите.

Если говорить с точки зрения отношений власти и прессы, то в этом ракурсе журналистский форум – коммуникационная площадка. Для участников прошла весьма интересная встреча с Губернатором Приморского края Владимиром Миклушевским, в эти два дня проводились брифинги с участием вице-губернаторов, директоров департаментов края, экспертов, политиков.

 – Есть ли планы провести третий МедиаСаммит?

– Безусловно. В следующем году он пройдет по традиции в начале июня. Третий МедиаСаммит будет отличаться более высоким уровнем. Буквально несколько дней назад мы получили подтверждение, что наше мероприятие включено в план года российских и китайских СМИ, распоряжение о проведении которых подписал Президент России Владимир Путин. С одной стороны это показатель, что Дальневосточный МедиаСаммит стал заметен среди профессиональных медиафорумов России. С другой стороны это накладывает большую ответственность для организаторов. Планируем, что в рамках МедиаСаммита будет выделен особый блок секций по обмену опытом между российскими и китайскими партнерами в сфере журналистики и обсуждению планов сотрудничества между редакциями.

Но по-прежнему при формировании повестки особое внимание вместе с Союзом журналистов будем уделять вопросам информационной открытости власти, медиаобразованию, повышению экономической грамотности редакций.

 – Планы департамента на 2016 год?

– Департамент будет формировать информационную повестку Приморского края с позиции государственных задач в сфере информационной политики.

Мы продолжим курс на поддержку социальных проектов приморских редакций. Ориентируясь на результаты опроса руководителей городских и районных изданий, понимаем, что конкурсный отбор на получение субсидий краевого бюджета станет еще более популярней. Рассчитываем, что повысится и качество этих проектов.

Больше внимания департамент станет уделять вопросу профессионального развития приморской журналистики. Безусловно, в этом вопросе мы намерены тесно сотрудничать с вузами Школой гуманитарных наук ДВФУ и Высшей школой телевидения ВГУЭС, которые готовят кадры для отрасли, а также экспертами российского уровня.

Рассчитываем на продолжение конструктивного диалога с профессиональным сообществом. В этом году тесно сотрудничали с вновь образованным Клубом главных редакторов края, по принципиальным вопросам деятельности департамента «сверяли часы» с Общественным экспертным советом по развитию информационного общества в Приморье.

Мы открыты для сотрудничества с редакциями приморских изданий в проектах, которые направлены на развитие региона – экономическое, социальное, информационное.

Категории: