Развитие международных транспортных коридоров с Китаем позволит увеличить грузооборот портов Приморья в 1,5 раза

Статью о развитии международных транспортных коридоров в Приморье Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александра Галушки опубликовала «Российская газета». 

Как отмечает министр, тема развития международных транспортных коридоров в Приморье не нова – еще с 90-х годов возникали различные инициативы по транзиту грузов из Северо-Восточных провинций КНР через порты Находка, Владивосток, Посьет. Вместе с тем, несмотря на очевидный географический потенциал, до сих пор грузоперевозки по данным маршрутам так и не приобрели значимый характер. Чтобы коридоры заработали на полную мощность, их необходимо сделать удобными и выгодными для грузовладельцев и транспортных операторов. На сегодняшний день они такими не являются, и проигрывают конкуренцию альтернативным маршрутам и по срокам, и по цене. Пример из текущей практики: контейнер, отправленный из города Муданьцзян в Шанхай через китайский порт Далянь проходит этот путь всего за 85 часов, стоимость транспортировки составляет 1 185 долларов США. Транспортное плечо до порта Владивосток короче в три раза, чем до Даляня. Вместе с тем срок доставки растягивается минимум до 220 часов, а стоимость транспортировки вырастает на 5-15%. При этом основная задержка по времени происходит на таможне – здесь груз по практике находится не менее 100 часов.

Виталий Аньков.jpg

Для любых современных перевозок важна предсказуемость и точность. В условиях сегодняшнего дня риски, связанные с неприбытием груза в срок, это критический для грузооператоров фактор в выборе маршрута.

Александр Галушка напоминает, что ВРП только двух Северо-Восточных провинций Китая Хэйлунцзян и Цзилинь сегодня приближается к отметке один триллион долларов США. Обслуживание грузового потока триллионной экономики – это хорошая перспектива для развития юга Дальнего Востока, портов региона. Потенциал очень существенный, и, что главное, совершенно очевидно конвертируемый в результат. На основе актуальных расчетов можно утверждать, что при выполнении ряда конкретных и рациональных условий можно добиться переключения на российские порты до 45 миллионов тонн грузов. То есть по отношению к грузообороту ключевых портов Приморского края в 2015 году прирост за счет транзитных грузов может составить до 1,5 раз. В таком случае МТК в Приморье станут не только практическим примером сопряжения экономического пояса Шелкового пути и приоритета развития Дальнего Востока, но и значительным вкладом в развитие экономик Дальнего Востока России и Северо-Востока Китая.

Условия успешного развития транспортных коридоров заключаются в изменении совершенно конкретных параметров. Необходимо добиться прохождения транзитных грузов через границу за срок не более 5 часов, сократить срок перевалки в портах с нынешних 25 часов до 10-ти, снизить на 50% тарифы на автомобильные и железнодорожные перевозки транзитных грузов. В этих условиях сроки транспортировки грузов практически сравняются, а цена будет на 10-15% более привлекательной.

Уже готова финансово-экономическая модель транспортных коридоров, ее по заказу Минвостокразвития России подготовила компания МакКинзи. Привлечение крупного международного консультанта целесообразно: к разработке привлечен китайский офис компании, коллеги активно проработали модель не только с российским, но и с китайским бизнесом. Результатам доверяют потенциальные международные участники развития международных транспортных коридоров.

На основе финансовой модели сделаны визуальные карты притяжения различных видов грузов к портам Приморья. Это интересный и наглядный инструмент – корректируя целевые параметры по тарифам на грузоперевозки, по административным условиям прохождения грузов, мы получаем совершенно конкретные «адреса» китайских производителей, для которых новое транспортное плечо выгодно. Например, в зону «тяготения» порта Находка попадают такие города как Муданьцзян и Цзямусы. В зону «тяготения» порта Зарубино – многомиллионные столицы провинций Харбин и Чанчунь.

45 миллионов тонн грузов, которые могут быть переключены на порты Приморского края – это примерно одна шестая часть грузооборота Северо-Восточных провинций КНР с центральными и южными регионами. По структуре грузопотока, из 45 миллионов тонн 22 миллиона составляют контейнерные грузы, и 23 миллиона тонн – продукция сельского хозяйства: зерно, кукуруза и соя.

Ключевую, во многом решающую роль в развитии транзитных коридоров в Приморье играет режим Свободного порта Владивосток. В соответствии с законом о Свободном порте, с 1 октября 2016 года вводятся новые условия – круглосуточный режим работы пунктов пропуска, «одно окно» при прохождении контроля на границе, предварительное электронное декларирование товаров и «зеленый коридор» для участников внешнеэкономической деятельности, режим свободной таможенной зоны для резидентов. Все эти практики ориентированы на снятие административных барьеров при движении грузов, в том числе из КНР в порты Приморья.

Дополнительно к нормам Свободного порта Владивосток в рамках развития международных транспортных коридоров рассматривается строительство железнодорожной ветки Хунчунь – Зарубино в китайской колее, а также разрешение для китайских транспортных средств на транзитный проезд от границы до портов и обратно.

Важно, что при введении новых административных практик транспортные коридоры заработают без значительных дополнительных инвестиций. Так, инфраструктура коридора «Приморье-1» с выходом на порты Находка или Владивосток уже сегодня готова обеспечивать транзит до 7 миллионов тонн грузов – для этого необходимо расширить пункт пограничного пропуска, модернизировать станцию Гродеково и реконструировать региональную автодорогу Госграница – Уссурийск. Данные мероприятия требуют инвестиций в пределах 10 миллиардов рублей и могут быть реализованы, начиная с текущего года.

Дальнейшее развитие МТК связано с целевыми инвестициями в коридор «Приморье-2» – здесь для обеспечения пропуска грузов необходимо построить железнодорожную ветку, автодорогу, портовую инфраструктуру. Суммарный объем инфраструктурных инвестиций – порядка 170 миллиардов рублей, но и грузовой поток по этому направлению составляет до 38 миллионов тонн зерна и контейнеров. Срок запуска коридора – 2020 год.

MTK.png

Результаты анализа и оценки международными экспертами транспортных потоков Северо-Восточных провинций КНР показывают, что развитие международных транспортных коридоров в Приморском крае выгодно и России, и Китаю. Для Российской Федерации потенциальный прирост ВВП составляет 29 миллиардов рублей, налогов и сборов – 5,7 миллиардов рублей ежегодно. Будет создано не менее 3 тысяч новых рабочих мест на время строительства и 4 тысячи новых рабочих мест на создаваемых объектах инфраструктуры.

Что касается китайской стороны, эффект от экономии на транспортных издержках для грузовладельцев Северо-Восточных провинций оценивается на начальном этапе в объеме до 1 миллиарда долларов ежегодно. Этот фактор повышает конкурентоспособность экономики провинций Хэйлунцзян и Цзилинь, снижает разрывы в доходах с другими провинциями.

Не менее интересным развитие международных транспортных коридоров видится и для инфраструктурных инвесторов. В соответствии с разработанной моделью вся инфраструктура коридоров – автодороги, участки железных дорог, перевалочные пункты и портовые терминалы – представляет инвестиционный интерес. Расчеты показывают, минимальная рентабельность на вложенный капитал – 10% годовых. Очевидно, это позволяет построить инфраструктуру за частные средства, минимизируя бюджетное финансирование.

Фото – Виталий Аньков