Подвиг железнодорожников — в памяти приморцев

18 дней – до Победы. Мы считаем время до наступления годовщины победы в Великой Отечественной войне и рассказываем, как жили в Приморье в те годы. Среди множества подвигов особо отмечена самоотверженность железнодорожников, от чьих усилий зависело многое в этой войне. Тему продолжит Наталья Смолянинова.

С осени 1941 года союзники начали поставки грузов Советской армии. США, Англия и Канада отправляли  к нам снаряжение, порох, оборудование для военных заводов, продовольствие и обмундирование. Большую часть грузов поставляли в порт Владивостока, который был далеко за линией фронта, значит, по пути сюда  суда реже подвергались вражеским налётам. Обязанность доставить важный груз на фронт легла на плечи приморских железнодорожников. 

Наталья Смолянинова, корреспондент:

— В период с 1941 по 1945 годы перевозки на железных приморских дорогах увеличились в 36 раз. Рельсы фактически стали артериями, которые несли к фронту все необходимое для Победы.

Важность работы железнодорожников понимали все. Уже весной 1942 года главнокомандующий подписывает указ о военизации железной дороги. Работа в депо и на составах приравнивается к военной службе.

«Для железнодорожников план перевозок, каждое задание по погрузке, выгрузке, по пробегу локомотивов и подвижного состава является воинским приказом. И исполнение его должно быть таким же безоговорочным и четким, как отмечается исполнение воинского долга в армии». (Газета «Гудок», 12 апреля 1942 года.).

Машинисты и высококвалифицированный персонал получили бронь. А вот кочегары и разнорабочие ушли на фронт. На железной дороге, как и на многих предприятиях того времени, образовался кадровый голод.  Выполнять тяжелую физическую работу в Приморское депо пришли женщины. Их фотографии до сих пор хранятся в Музее локомотивного депо «1-я Речка».

Анатолий Закорюкин, хранитель Музея локомотивного депо «1-я Речка»:

— Отдаем дань девушкам, женщинам, которые пришли на смену мужчинам на паровозы, которые работали кочегарами, помощниками машиниста. А что такое помощник машиниста? За смену 18-19-летней девушке  надо было перекидать 14 тонн угля.

От железнодорожников зависело, получат ли вовремя на фронте продовольствие, снаряжение, оружие  — все то, без чего выиграть войну было бы невозможно. И работали на железной дороге и мужчины, и женщины в годы войны без выходных и отпусков. Сутками напролет.

Наталья Смолянинова, корреспондент:

— Рейсами по лэндлизу с 1942 по 1945 годы во Владивосток доставляли и сами паровозы. Один и них сейчас установлен на привокзальной площади и является главным напоминанием подвига дальневосточных железнодорожников в годы Великой Отечественной войны.

«Панорама»

 

Категории: