Суйфэньхэ — 2013 год. Вывески на магазинах и развлекательных центрах продублированы на русском языке. Владивосток — 2016 год. В центре города, рядом с русскими названиями магазинов, красуются китайские иероглифы.
Китайских туристов сейчас столько, что достопримечательности между туристическими группами расписаны поминутно. И гиды просят с фотогравированием не затягивать – «поджимают» другие отдыхающие.
Наталья Смолянинова, корреспондент:
— Китайские туристы разрешения на то, чтобы сфотографироваться с тобой, не спрашивают, просто подходят и фотографируют. Вот еще одно селфи.
Вот и семья Лапуховых решила воспользоваться любовью китайских гостей к фото и русской культуре. Предлагают совместные снимки за плату.
Последние годы поток китайских туристов в Россию растет в геометрической прогрессии. Пока больше всего едут в Москву и Санкт-Петербург. На третьем месте — Приморье.
В прошлом году 120 тысяч жителей КНР прибыли в наш край, что на 75% больше, чем в 2014 году. А за первые 6 месяцев этого года прирост составил 80%. Приморье посетили 90 тысяч туристов. И они продолжают ехать.
Евгений Исаченко, гид-переводчик китайского языка:
— Китайцы, прежде всего, хотят увидеть какую-то новую для себя культуру. У нас европейский стиль жизни. Китайцев это удивляет.
Треть зрительного зала на концерты фестиваля «Дальневосточный Мариинский» во Владивостоке выкуплены для гостей из Поднебесной. Номера в гостинице при казино «Тигрэ де кристалл» забронированы на месяц вперед. И это тоже для китайских туристов. Россия для них – это, в первую очередь, «западная экзотика». Архитектура, традиции — все не так, как в Китае.
Хо Цай Вэй, туристка (КНР):
— Мы — туристы! Я уже давно хочу к вам!
Хо Цай Вэй с семьей вперые в России. Поехали в не очень дорогой тур выходного дня. И теперь всему дивятся.
Хо Цай Вэй, туристка (КНР):
— Так странно, когда переходишь дорогу по «зебре», все машины тебе уступают. Это меня удивило.
Наталья Смолянинова, корреспондент:
— Жизнь приграничных российских и китайских городов поменялась буквально за последние пять лет. Если раньше китайские торговцы и рестораторы наживались на российских туристах, то теперь эти же китайцы самые желанные клиенты в русских магазинах и кафе.
Шопинг — еще одно любимое занятие китайцев в России. Сейчас путешественники из Поднебесной считаются даже более расточительными, чем американцы или европейцы. По данным Ростуризма, в среднем китайский гражданин в России тратит 530$ в день, а это 1 тысяча 616 рублей.
Наибольшим спросом пользуется брендовая одежда. Китайцы считают, что в России реже продают подделки. Ювелирные изделия — они гораздо дешевле, чем в Поднебесной, а также продукты питания.
Евгений Исаченко, гид-переводчик китайского языка:
— Китайцы сюда приезжают и считают молоко просто золотом, в Китае же были проблемы с меланином. Сюда они приезжают за молоком и хлебом из настоящей русской пшеницы.
Цзи Ань, турист (КНР):
— Очень необычная и вкусная еда. Сыну нравятся сладости. Мне — сыры Вчера были в кафе.
Отель, транспорт, магазины и кафе. Каждый китайский турист кормит сразу нескольких приморских бизнесменов. Экономике края это выгодно. Однако, как не растерять, увеличить такой денежный поток. Сейчас Россия занимает 17 место в рейтинге любимых стран китайских туристов. Наибольшей популярностью у них пользуются другие азиатские страны-соседи: Южная Корея, Таиланд, Япония. И во многом мы им уступаем.
Евгений Исаченко, гид-переводчик китайского языка:
— Прежде всего, нужно заниматься инфраструктурой города, сейчас не совсем достаточно парковочных мест. Сами видите, группы по 45 человек, а парковаться негде.
Хо Цай Вэй, туристка (КНР):
— Мне бы хотелось погулять по Владивостоку вечером одной, без гидов, но у нас в Китае говорят, что в России опасно. Могут отобрать деньги на улице. Это отпугивает.
А еще — вечные очереди на пропускных пунктах. Чтобы попасть в Приморье, туристам из приграничного Китая приходится часами стоять на таможне. Не хватает и отелей, особенно пятизвездочных, особенно — в горячий сезон. Все это играет не на пользу туристическому имиджу Приморья. И теперь задача правительства страны и администрации края — удержать китайский интерес.
Константин Шестаков, директор департамента туризма Приморского края:
— Задача повышения уровня качества обслуживания и создания инфраструктуры — надлежащего уровня стоит.
Но пока достоинства Приморского края перевешивают его недостатки. И китайцы едут в Приморье.
«Панорама»