Фейковые новости, вбросы, «деза» — все эти термины на слуху, особенно после заокеанской президентской гонки. Попросту говоря, это давно известные «утки», которые в эпоху цифровых технологий фабрикуются и «проглатываются» на «раз-два». Как отличать реальную информацию от фейка, а также объяснить разницу читателю, слушателю и зрителю, приморские журналисты сегодня обсуждали, как противостоять распространению недостоверной информации.
Термин «фактоид» не на слуху, зато с этим явлением сталкивался любой читатель. В социальных сетях ежедневно тысячи сенсаций. И на проверку только единицы, правда. Остальное — фактоиды. Но обсуждают чаще, чем настоящие новости.
Приморские журналисты сегодня всерьез обсуждают, как с этим бороться. В начале года сначала социальные сети, а потом и информационные агентства обсуждали новость о том, что власти отменили аукцион по продаже «Хаяттов». В СМИ пришли к выводу, что «Хаятты» никому не нужны. Комментировали политологи, экономисты. Оказалось, «фейк». В официальном ведомстве сообщили, что торги перенесли, чтобы оценить рыночную стоимость объектов. И дать покупателям результаты независимой экспертизы. При этом уже названа и дата проведения аукциона. Сегодня журналисты пришли к выводу, что этот вброс срежиссировали. И таких примеров сегодня масса, интернет кишит такими заказными историями. Одна невероятнее другой.
Наталья Коломейцева, ведущий политолог Приморского края:
— Мы же понимаем, что политический процесс очень конкурентный. И понятно, что всегда найдется человек, который запустит какую-то «утку» для того, чтобы очернить, придать процессу какой-то неприятный «душок», что называется.
Еще одна громкая история началась с публикации в соцсетях. Сотрудник Приморского океанариума жаловался на ужасные условия содержания морских обитателей. Историю растиражировали и федеральные СМИ. Появились петиции с требованием закрыть океанариум. Только через несколько месяцев объявили предварительные результаты расследования — дельфинов отравили намеренно. Кто, уточняет следствие. А Приморский океанариум по сей день работает в штатном режиме. Огромное количество и негатива по политическим мотивам, что тоже закономерно. Во все времена будет борьба за власть, а современные технологии предоставляют хорошую площадку для информационных вбросов, достоверность которых никто не пытается доказывать.
Андрей Островский, редактор «Новой газеты» во Владивостоке:
— Очевидно, мы должны опираться на источники, достаточно проверенные, которые дают ссылки, в свою очередь, на источник получения информации. Прямые ссылки на прямые источники — это вызывает доверие.
Тему фейковых новостей сейчас обсуждают журналисты во всем мире. В газете «Коммерсант» вышла статья — результаты исследований американских ученых. Вывод: вбросами всегда управляют. А это бьет по репутации изданий, которые делают источником непроверенного информатора.
Даже, если закон накажет, очерненную репутацию никто не вернет. Такие публикации вредят не одному изданию, а имиджу региона. Скандалы на пустом месте отзываются эхом на другом конце страны. И сегодня приморские журналисты решают, что будут обсуждать в Калининграде — «дальневосточный гектар» или «Хаятты», судьбой которых, по официальной информации инвестиционного агентства, заинтересовались уже 25 покупателей.
«Панорама»