Капитан из Владивостока и пираты XXI века

Капитан Владислав Усович учился в «бурсе», которая тогда еще называлась ДВВИМУ, когда «Надежда» выходила из гданьской верфи курсом на Владивосток 25 лет назад. 5 июня 1992 года «Надежда» подняла флаг Российской Федерации. А капитан Усович сейчас капитан международной судоходной компании, и наш разговор о том, как становятся капитанами такого класса. Про учебу и курсантскую практику капитан Усович пропускает, говорит о морских карьерах уже на флоте.

Владислав Усович, капитан судоходной компании «Роксана» (Греция):
– Есть компании, которые растят свои кадры, выгоднее ныне на рынке, не купить кота в мешке, а вырастить своего командира. Они активно сотрудничают с учебным заведением владивостокским Морским колледжем. Они берут молодых специалистов оттуда и растят их сами. И основной секрет — это работать тяжело, труд незамеченным не пройдет, если вы работаете, стараетесь – рост будет».

И совет от бывалого моряка – на международном рынке труда для моряков стандарты уже одинаковы для всех, но особенности есть, и тому человеку, что выбирает морскую карьеру, нужно и самому быть разворотливым и понимать, куда и зачем он идет.

Владислав Усович, капитан судоходной компании «Роксана» (Греция):

– Мне трудно судить вообще, помимо нашей индустрии, но именно в нашей индустрии компании рассчитаны на то, чтобы человека выжать как лимон, выжали и выбросили, что называется. Есть компании-исключения, компании с человеческим лицом. У нас в компании экипажи в основном полностью русские, за исключением судов, работающих в Бразилии. Нам многое прощается. Каждая национальность имеет свои особенности, и русские – в том числе. У нас – много-много плюсов, у нас масса плюсов, но есть и недостатки. 

А ваш судовладелец – кто по национальности? 

– Грек. Мы же схожи, мы православные, они православные. Греки с благодарностью помнят все эти похождения наших флотоводцев, освобождения, конституция первая в Греции была русскими написана, там причастен Ушаков. Всё помнят, любят русских в Греции. 

Забегая вперед, скажем, еще бы не любить, если русский экипаж несколько лет назад новый только из постройки танкер отстоял перед нападением сомалийских пиратов, без оружия, голыми руками не дав абордажной команде даже прикоснуться к корпусу судна. Рассказывая эту историю, капитан Усович вспоминает фильм с Томом Хэнксом  «Капитан Филлипс», который считает одной из лучших современных морских кинолент.

 Владислав Усович, капитан судоходной компании «Роксана» (Греция):
 – Это же реально существующая персона – капитан Филлипс. Мы новости смотрели, когда его взяли в заложники. И в этот же период мы делали так называемый made-in voyage, то есть мы получили новый танкер handy-tanker Magic на шип-ярде в Гуанчжоу, загрузились пальмовыми маслами и шли в Европу, в Роттердам. И за 50 миль до Баб-эль-Мандебского пролива, как в кино: мы встретили черную шхуну с черным рваным парусом, лежала в дрейфе в двух милях. Я рассказываю, а у вас ощущение, что я сгущаю краски – на самом деле было один в один. Mother vessel – то есть это их база.

И когда мы уже судно практически оставили позади траверза, мы обнаружили, что с противоположного борта этого страшного пиратского судна вышла моторная лодка. Мы сыграли тревогу, включили орошение. У них алюминиевый трап, в длину лодки, метров 5-6. Они пытались поставить трап, высадиться на борт. К сожалению, у нас не было ни колючей проволоки на тот момент (это сейчас все и с вооруженной охраной ходят, и колючая проволока по бортам в два ряда). На самом деле, герои-то – они, можно сказать в кавычках, но мы в большей безопасности, чем они. Они действительно голодные, изможденные люди. Я в бинокль на них смотрел, когда они подошли вплотную к борту. Худые, изможденные, видимо, под действием наркотиков, потому что на лице не было никаких эмоций, у них абсолютно холодные лица были в этот момент.

Я стою на крыле, даю команды рулевому, мы делаем маневр, отталкиваем струей винта их от себя. Несколько раз мы оттолкнули их от кормы. И капитан с мостика кричит, ему по телефону задают вопрос суда коалиции: «Вооружены ли люди?». Я беру бинокль, подношу и в этот момент раздался хлопок. И вот тут самый эмоциональный момент, тут я показываю руками – я увидел гранату, летящую мне в лицо, она летела вот так. Я теперь рассказываю всем, что бегаю я быстрее гранаты. Забежал на мостик, прыгнул со словами: «Граната!», люди тоже все упали. И – тишина. Люди поднялись, отряхнулись, смотрят вопросительно на меня. Я говорю: Блин! Видел, граната летела прямо в лицо. В итоге гранату нашли – она перелетела через крыло, и нам повезло, она не сдетонировала, когда упала, а по ребру раскололась. Люди, которые сидели в лодке, еще попытались прибиться к борту, но потом развернулись и ушли.

Позднее нам сказали, что их нашли и арестовали. Мы фотографии разбитой гранаты высылали, как доказательство. Тогда страшно не было, страшно стало на следующий день.

В морских историях страх и юмор часто оказываются слишком рядом, чтобы их можно было разделить. 
А всем зрителям программы «Морское собрание» традиционно желаем семи футов под килем.

Категории: