Тема недели. Детский выбор

Четыре года детсада позади. У Миланы – выпускной. Она будет петь и танцевать. Мама уверена, дочь справится.

Уже дома, листая фотоальбом, Агния вспоминает, как росли дети. Что сын, что дочь в центры раннего развития не ходили, но много читали, играли, ездили на природу.

Агния Кушнарева, мама Миланы и Никиты:

– Подросли, выбрала Милана танцы, в 6 лет гимнастику, сын в 7 лет футбол и английский – у него как дополнительный. Перегрузок нет. Они выбирали сами.

Милану не пришлось уговаривать показать, на что способна. Когда тренировок нет, девочка занимается дома сама. Ее любимые упражнения – элементы с мячом и скакалкой.

Милана Кушнарева:

– Другие не умеют колесо делать, на руках стоять, ходить на руках, а я делаю.

Агния Кушнарева, мама Миланы и Никиты:

– Можно отбить всю охоту у ребенка давлением, заставлять обучаться тому, чему не хочет. Той же музыке. Не нравится ребенку пианино, но мама хочет, то есть мама, видимо, в детстве мечтала и сейчас пытается реализовать свои амбиции через ребенка.

Украшать зонтик горошками из пластилина 8-мимесячный Андрей будет вместе с мамой. Это великое дело, говорит педагог Елизавета. Так малыш развивает мелкую моторику рук. А значит, клетки мозга работают быстрее.

Елизавета Тарасова, специалист по работе с детьми студии раннего развития:

– Мы покажем, что лучше для вашего возраста. Каждый ребенок индивидуально развивается. Мы под каждого ребенка подбираем специально, что лучше ему развивать, моторику или переходить на цифры, либо на слова.

Предложения по раннему развитию Ольга изучала долго. Говорит, только домашних занятий сыну мало. Поэтому в четыре месяца записала Андрея на плавание и привела в эту студию. Когда подрастет, хотя бы до года, чем занять сына, родители знают. План его развития составили еще до рождения.

Ольга Юрченко, мама Андрея:

– У нас папа хочет хоккеиста, У нас вообще так:  если девочка – то спортивная гимнастика, мальчик – хоккеист. Посмотрим. Насильно не заставим. Конечно, если получится, будет хоккеистом. Хотим, чтобы на коньки встал в два года.

Шутливый разговор за завтраком объяснить легко – в семье Дябловых начались каникулы. Сейчас  у них только летняя смена в детском лагере, а в учебный год все занятия расписаны.

Алена Дяблова:

– До первого класса я пошла на плавание, потом рисование. С первого класса в прошлом году я пошла на японский. И плавание.

Миша Дяблов:

– Я начал плаванием давно заниматься, в сентябре и плавал хорошо. Еще я занимался ИЗО, на пение я пошел с первого класса. Хотелось петь, чтобы кубки давали.

Роман Дяблов:

– Детей нужно занимать. Но, конечно, учитывать их индивидуальные особенности. Главная наша позиция в том, что мы не растим чемпионов.

Мягкая позиция воспитания не мешает родителям предлагать детям занятия. Одно из таких – попробовать вести свой кулинарный блог в интернете. Почему бы и нет. Ребята согласились. И Алена уже продумывает меню для первой серии.

На стене в изостудии – рисунки Егора Макарова. Говорит, раньше у него не получалось рисовать небо, сейчас – красота. Но уроки рисования – не единственное, чем занят первоклассник. У него еще хоккей – четыре раза в неделю. И пение, английский и театральное мастерство.

Егор Макаров:

– Приходится уходить с уроков, Примерно, с одного, на котором я сильно молодец.

В семье Макаровых пятеро детей. Главный принцип – учеба на первом месте. Все остальное – потом. Притом, что дополнительные занятия дети выбирают сами, родители пристально отслеживают, как справляются. Иначе, говорит глава семейства, все бессмысленно.

Вячеслав Макаров:

– Я знаю, зачастую детей заставляют, но в этот раз, например, он не захотел в 5 утра вставать на тренировку, мы с ним немного поборолись, он пошел. Если он не захочет в утра идти на хоккей, тогда не будет. И также с рисованием –  картины  вот рисует.

Виктория Лабецкая, корреспондент:

– На сайте объявлений – более ста предложений от центров раннего развития. Ради того, чтобы клетки мозга активно заработали, педагоги берутся развивать 3-хмесячных и гарантируют превратить любого школьника в лидера. Это нормально, утверждают психологи. Опасно другое, фанатичное желание родителей сделать из своих детей гениев. Окружая их огромным количеством кружков, папы и мамы рискуют превратить здоровых мальчиков и девочек в нервных и безразличных взрослых.

Кира Баженова, психолог:

– Когда много стимулов, это очень хорошо. Другое дело, если в ущерб развлечений, в ущерб тому, что хочет делать сейчас ребенок сам или ребенок не доделал по времени, а нужно успеть сделать гимнастику и по дому. А потом ехать, это опасно, потому что стресс вызывает тормозные процессы мозга. И ни о каком развитии речи вообще не идет.

Карточки известных методистов раннего развития можно заменить камушками с морского берега и обучить ребенка счету. Меньше тирании и больше такта в воспитании, советуют специалисты. Момент, когда ребенок сам подойдет к родителям и скажет, хочу заниматься балетом, пением или футболом, наступит. Всему свое время. Главное, не переусердствовать в своих взрослых желаниях.

«Панорама»