Что связывает Владивосток и самое глубокое место планеты – Марианскую впадину

Что связывает Владивосток и самое глубокое место планеты – Марианскую впадину? Ответ на этот вопрос нашелся в десяти часовых поясах от Владивостока на запад – в уникальном Музее Мирового океана в Калининграде.

С берегов залива Петра Великого перенесемся на берега Балтийского моря. Здесь словосочетание «Мировой океан» тоже не пустой звук. Уникальный Музей Мирового океана, созданный в Калининграде, вызывает неподдельное чувство зависти у музейщиков и морской общественности Владивостока. Музей, в котором экспонаты не на витринах, а у причальной стенки, конечно, впечатляет. И главный из этих экспонатов – родом из Владивостока. Самый первый научно-исследовательский корабль Советского Союза – «Витязь». У него были и славные дни, когда он совершал грандиозные экспедиции, уходя из Владивостока, но, как и у большинства судов, было и время, когда он ждал последнего рейса на гвозди.
 

Антон Солдатов, экскурсовод Музея Мирового океана (Калининград):

– «Витязь» совершал исследования океана. Всего было совершено 65 экспедиций. Портом приписки был город Владивосток. Последний свой рейс «Витязь» завершил в 1979-м году здесь, в Калининграде. И остался здесь на 11 лет, находился в состоянии плачевном, брошенный. Стоял долго в Калининградском порту, никак не использовался, судно приходило в негодность, разрушалось, и ждала его достаточно печальная судьба.

Одну из кают даже оставили в том виде, в котором она была в ту печальную пору с 79-го по 90-й. Но все-таки «Витязя» спасли. В имя памяти.
Вообще «Витязь» – легендарное судно в истории океанологии, которое внесло выдающийся вклад в изучение Мирового океана. Под флагом Академии наук СССР судно прошло около 800 тыс. миль, сделало почти 8 тыс. глубоководных исследовательских замеров. С его борта была измерена максимальная глубина (11 022 м) в Марианской впадине и открыт новый тип животных – погонофоры. На «Витязе» сформировалась школа отечественной океанологии, в экспедициях работали ученые 50 научных институтов нашей страны и 20 стран мира.
 

Василина Медведева, экскурсовод Музея Мирового океана (Калининград):

– В современной литературе есть даже такое понятие, как эпоха Витязя. Оно неслучайно. Потому что за те 65 рейсов, в которые ходило это судно, люди собрали такой материал, который до сих пор обрабатывается. А вы сами себе можете представить, сколько лет это судно стоит у нашей причальной стенки. Это различные направления – ихтиология, планктонология, гидрофизика, гидрология и т.д. Перечислять можно очень много.

 

Благодаря экспедициям «Витязя» было описано 1176 новых видов морских животных и растений. В области ихтиологии были получены новые материалы по районам обитания промысловых рыб, описано много новых видов и составлена обширная коллекция. Хорошо знакомая сейчас сайра как промысловая рыба была впервые изучена на «Витязе».

На этот борт поднимались легенды – Тур Хейердал и Жак-Ив Кусто. А корабли, как и люди, тоже создают свои легенды. В морских городах всего мира для таких кораблей-легенд находится место у причальных стенок, чтобы сохранять память о том, как человечество познавало Мировой океан. Владивосток пока лишь лелеет мечту о подобном корабле-музее. Но мы уверены, что она сбудется.
Поэтому и всем зрителям программы «Морское собрание» традиционно желаем семи футов под килем в Мировом океане.