Морское собрание. С 1 сентября в Приморье стартует крабовый промысел после 15 лет запрета

Рыбная промышленность Приморья накануне больших перемен. Меняется многое, чуть ли не сами основы рыбацкого труда – правила промысла, введение инвестиционных квот, порядок аукционов на биоресурсы.

Но самое главное – изменяется наше море: и в сентябре уже начинается крабовый промысел в прибрежной зоне Приморского края, которого не было минимум 15 лет (если не считать браконьерского). Наполняется стадо иваси, и заметы сегодня уже в три раза больше, чем кошельки прошлого года.

А вот горбуша и кета в 2017-м не пришли. Промышленный лов лососевых в этом году так и не открыли в Приморье. Что случилось с красной рыбой?

На эти и другие вопросы в этой программе отвечает руководитель департамента рыбного хозяйства и водных биоресурсов Приморского края Сергей Наставшев.

Пока рыбакам Приморья жаловаться грех: 470 тыс. тонн различной рыбы и морепродуктов уже добыты, а это больше на 6 процентов, чем поймано в прошлом году. Причем, особого обновления флота еще не произошло, глубокой модернизации (особенно береговой рыбообработки) также не случилось. Рыбацкая отрасль края готовится и закладке новых килей, как говорят судостроители, и к новому порядку выделения квот на объекты промысла, который вводится по принципу: строишь новые суда – получаешь ценные ресурсы, ходишь в море на старье – получай, что осталось.

Но в ожидании перемен экономического толка рыбаки Приморья уже приспосабливаются к новой, так скажем, биологической ситуации. Дальневосточная сардина иваси, промысел которой только-только начался в прошлом году, активно заполняет холодные моря. В департаменте рыбного хозяйства сообщают, что первая тысяча тонн иваси уже поймана и обработана. Хотя пока работает все еще одна компания Доброфлот, но она уже выставила на кошельковый лов 4 судна, и транспортные суда в ближайшие 10 дней доставят партию пресервов иваси во Владивосток. Руководитель департамента, хоть и по должности обязан быть нейтральным, но тут не удержался от личной оценки.

 

Сергей Наставшев, руководитель департамента рыбного хозяйства и водных биоресурсов Приморского края:

– Продукция, востребованная у нас на рынке. Все соскучились по иваси. Больше ждут пресервов, но мне кажется, консервы из иваси – просто отличные. Я попробовал, нежнее, чем сайра, скажем так.

И уже у Доброфлота начинают появляться конкуренты, рыбы становится много, растет биомасса стада иваси, расширяются районы обитания сардины. Причем расчет небольших компаний именно на близкий от берегов Приморья лов – это очень снизит себестоимость рыбы. Не зря в 20-м веке иваси называли «народной рыбой». Это были 2 периода максимальной флуктуации, как говорят морские биологи, в 20-е-30-е и 70-е-80-е. Сейчас наступает третий ивасевый период, и в него надо входить не только одному Доброфлоту.

Сергей Наставшев, руководитель департамента рыбного хозяйства и водных биоресурсов Приморского края:

– У нас в Приморском крае – «Акватехнология». Они планируют выставление неводов на промысел иваси. Потому что иваси видели уже и в Амурском заливе, гуляют косяки. Да и по другим объектам заметно. Акулы – они же не идут на пустое место, а там где есть рыба, там, где им хорошо, они идут следом за этими косяками. Работают Новый мир – группа компаний Доброфлот, рыбоколхоз Приморец – они сшили в прошлом году кошелек, будут тоже выходить на промысел иваси. Многие предприятия смотрят, что результат есть на самом деле. Доброфлот в прошлом году взял 3 тыс. тонн иваси, всем тоже хочется поучаствовать в этом.

А вот лососевая путина обошла в этом году Приморский край. Специалисты ТИНРО-центра, хотя и готовились и наблюдали за ходом нерестовой рыбы, но все-таки отмашку на промышленный лов так и не дали. И год не рыбный у лососевых, и все-таки браконьерский прессинг на красную рыбу в Приморье, как наиболее населенном регионе Дальнего Востока, гораздо больше, чем на Северных Курилах и Камчатке. Туда нерка и горбуша, в отличие от Приморья и Сахалина, пришли.

Сергей Наставшев, руководитель департамента рыбного хозяйства и водных биоресурсов Приморского края:

– Лососевая путина, к сожалению, в этом году прошла мимо Приморского края. Это был нечетный год, в прошлом году у нас было 4 тыс. тонн добыто горбуши. В этом году у нас вообще промышленного лова лосося нет – ни горбуши, ни кеты. К нашему счастью, хорошо идет промысел на Камчатке. Там уже более 240 тыс. тонн вообще по Дальневосточному бассейну, 215 тыс. тонн только по Камчатке добыто. Это в основном нерка, горбуша. Скоро и кета пойдет. Без лосося мы не останемся, товарищи нам помогут.

В прибрежных водах Приморья начинается в 2017-м и крабовый промысел. 15-летний период, когда любая клешня из залива Петра Великого была браконьерской, завершился. Квоты на добычу крабов у берегов Приморья разыгрывали в Москве, местные крабовые аукционы 20-летней давности из-за своей тогдашней коррумпированности в памяти рыбацкого сообщества остались надолго, а ученые ТИНРО уже лет 7 как говорят: крабов можно добывать, никакой угрозы их популяции не существует.

Сергей Наставшев, руководитель департамента рыбного хозяйства и водных биоресурсов Приморского края:

– У нас с этого года прошли аукционы Росрыболовства, где почти 21 млрд. руб. предприятия отдали за то, чтобы получить право промысла в прибрежке крабов – камчатский, синий, волосатый, опилио. Опилио уже выходят работать на промысел, а с 1 сентября по правилам рыболовства начинается промысел оставшихся крабов. И предприятия планируют активно – ну, отдав такие деньги, надо активно очень работать.

Перенастройка рыбацкой отрасли идет пока в кабинетах: изменяется законодательная база, и теперь под нее подгоняют ведомственные инструкции и нормативы. Рыбные богатства дальневосточных морей, конечно, изобильны, но если дать всем желающим ловить всё, что попадется, рыба закончится очень быстро, а дно станет ландшафтом Луны еще быстрее. Но оживление в отрасли заметно, рыбаков подстегивает не только улучшение ситуации на рынках сбыта и расширение промысловой базы. Именно новые законы тоже пока работают на стимул активности в переделке флота, а скоро начнут строить и новый.

Сергей Наставшев, руководитель департамента рыбного хозяйства и водных биоресурсов Приморского края:

– Многие предприятия переоборудовали свои суда под выпуск филе – минтая, филе сельди. Эта продукция выпускается на судах. А впереди – большие перспективы, это инвестиционные квоты под строительство нового флота и под береговую переработку.

И в то же время та же компания Антей заключила контракт с компанией Пелла в Санкт-Петербурге на постройку краболовов, который в живом виде может доставлять краба из района промысла. Одно движение. Другое движение – Преображенская база флота прорабатывает варианты, и заключила соглашение с ТИНРО-центром по сайровому направлению, это строительство серии судов, сайроловов. Тоже развитие такое планируется.

Но без проблем в рыбацкой отрасли не бывает. Возникли противоречия и трения по толкованию природоохранного законодательства и закона об аквакультуре. В программе «Морское собрание» мы уже рассказывали об этих коллизиях, которые вроде бы и на бумаге, а людям не дают работать в реальности. И хотя участки формируются, урожаев морские огороды что-то не дают. Всего лишь 1300 тонн морепродуктов за год на 18 тыс. гектаров моря. Но теперь воды для марикультуры дают больше.

Сергей Наставшев, руководитель департамента рыбного хозяйства и водных биоресурсов Приморского края:

– Сейчас, если в сумме брать, это больше 72 тыс. Конкурсы проводит и федеральное агентство по рыболовству в Москве и наше территориальное управление. Цены там интересные, некоторые участки уходят и по 25 миллионов. Как дальше будет развиваться, насколько потребность будет насыщаться, время покажет. А пока мы работу не прекращаем, дальше формируем участки.

Словом, огороженной воды стало больше, а морепродуктов больше не стало. Марикультурная отрасль, давайте говорить честно, в Приморье, при всем богатстве нашего моря, все еще отсутствует как таковая. И за тем, как она сейчас создается, мы и наблюдаем.

А всем рыбакам, мариводам и зрителям программы «Морское собрание» традиционно желаем: семь футов под килем.

Категории: