Морское собрание. Судостроение в Приморье

Судостроительная отрасль в Приморье – уже не проекты, и не разговоры, а реальность сегодня.

Вице-премьер Дмитрий Рогозин считает, что в гражданском кластере судостроительного комплекса «Звезда» в Большом Камне уже в сентябре можно закладывать новые суда.

А на владивостокском судостроительном заводе «Восточная верфь» скоростные корабли малого тоннажа для пограничников и Тихоокеанского флота выходят из эллинга в док.

 

Вице-премьер Дмитрий Рогозин проинспектировал ход строительства объектов судостроительного кластера на дальневосточном заводе «Звезда». Правительственный чиновник требовал решить все нерешенные вопросы до приезда на «Звезду» Владимира Путина. Скорее всего, президент заедет в Большой Камень в сентябре, в дни проведения во Владивостоке Восточного экономического форума.

Увиденное вице-премьера как минимум не расстроило. Он прошел мимо установленных на стапелях крупнотоннажных кранов (у двух из них грузоподъемность по 320 тонн, а у одного — типа «Голиаф» — 1,2 тыс. тонн), посмотрел на котлован под сухой док.

Крупнейший объект стройки – открытый тяжелый достроечный стапель. Работы по его возведению выходят на финальную стадию. Сейчас стапель оснащают грузоподъемным оборудованием.

Важнейший элемент такого грандиозного производства – энергоснабжение.

 

Дмитрий Рогозин, вице-премьер правительства РФ:

– Возведение современной судоверфи ведется на территории судоремонтного завода и прилегающих площадках в бухте Большой Камень. Здесь будут строить суда любой сложности, характеристик и назначений, в том числе ранее не выпускаемых в России.

 

По мнению губернатора Приморского края Владимира Миклушевского, современная верфь «СК «Звезда» – приоритетный проект для всей России. Запуск судоверфи позволит повысить уровень импортозамещения в крае, все промышленные предприятия Дальнего Востока получат заказы по межзаводской кооперации. Более того, предусмотрено создание более 7 тысяч новых рабочих мест.

Специалисты отмечают, что создание нового комплекса является одним из механизмов принципиального изменения стратегической позиции гражданского судостроения России, строительства современной конкурентоспособной морской техники гражданского назначения.

Уже в сентябре планируется закладка четырех новых судов. Пока типы и назначение не анонсируются, но участие в совещании на «Звезде» руководителей компании «Роснефть» позволяет предположить, что строить будут танкерный и шельфовый флот.

 

Сергей Франк, генеральный директор ПАО «Совкомфлот»:

– Мы очень большие надежды связываем с успешным завершением проекта создания судостроительного кластера в Приморском крае, проект «Звезда». Мы сегодня плотно работаем со специалистами этого предприятия. Сейчас формируется его продуктовая линейка. В ней мы заявляем потребность, как минимум в двух типах судов: это универсальное судно-снабженец тяжелых ледовых классов для потребностей проектов в Сахалинской нефтяной газовой провинции, безусловно, будущих инициатив, которые связаны с Восточным сектором Арктики и Западным сектором Арктики. Но в том числе у нас есть амбиция начать здесь производство нового поколения судов типа афромакс – это самое массовое судно в составе судов СКФ. Мы являемся крупнейшим оператором судов афромакс в мире. Это типоразмер классический, российский типоразмер для танкерного флота. Поскольку наши терминалы и в Приморске, и в Усть-Луге, и в Новороссийске, и Козьмино – они все в большей степени является терминалами скорее для афромаксов, чем для каких-то других судов. И в целом у России большие экспортные позиции в этом типоразмере. Поэтому у нас один из кандидатов на развертывание производства здесь – это судно афромакс уже современного плана на базе нашей эксплуатационной экспертизы. Применяем технические решения, применяем абсолютно новые подходы в целом ряде элементов этого проекта, которые я даже не могу так запросто объявить в этом интервью, чтобы эта информация не была более удобной для наших конкурентов, чем для наших партнеров-судостроителей. Тем не менее, мы над этим работаем. Сейчас здесь специалисты верфи, специалисты проекта «Звезда» объявляют техническую готовность о начале производства и сдаче первого судна, возможно, к окончанию 2019 – началу 2020 года. Я надеюсь, что они очень ответственно к этому проекту подходят. Причем, я говорю о готовом судне, которое можно взять в эксплуатацию. Сейчас отсчет времени настроен на конец 2019 года. Появление еще одного российского солидного кластера здесь в Приморье для любого судовладельца – это увеличение конкуренции, создание дополнительных возможностей.

 

На другом судостроительном предприятии Приморья, но уже во Владивостоке, на «Восточной верфи» готовятся к важному этапу – выводу из эллингов в док и на воду нескольких военных заказов. Корабли поставят к причальным стенкам и продолжат достройку, устанавливая оборудование и вооружение по проектам заказчиков. Но предприятию надо смотреть в будущее, и гражданское судостроение – это как раз перспектива для «Восточной верфи».

 

Олег Сиденко, генеральный директор АО «Восточная верфь»:

– Мы выпускаем в основном продукцию военного назначения. Корабли строим и суда для военно-морского флота и пограничных сил ФСБ России. Сейчас у нас контракты где-то до 21 года. Тем не менее, у нас был опыт строительства и гражданских судов, и рыболовецких в том числе. И мы сегодня на совещании хотим осветить этот вопрос именно гражданского судостроения, потому что он нам также важен. И мы считаем, что весь блок судостроения мы не охватим, но ряд вопросов, которые я хотел бы довести до представителей бизнеса Приморского края, чтобы у нас была понятная, общая точка зрения по этому вопросу.

– Естественно, здесь размещены как судостроительные, так и судоремонтные заводы, большие рыболовецкие компании. Раньше это были государственные, а сейчас они частные, идет обновление флота, идет сейчас распределение квот по строительство отечественных судов. Поэтому здесь интерес проявляет как государство, так и бизнес, как в роли заказчиков, так и исполнителей, таких, как мы.

 

«Восточная верфь», в отличие от «Звезды», занимается малотоннажным судостроением, но может буквально всё в секторе высокотехнологичных кораблей и судов. Поэтому в круге гостей «Восточной верфи» замечаем и руководителей Ассоциации рыбопромышленников Приморского края, и научного сообщества академической и отраслевой науки. Научно-исследовательский флот, который сейчас имеется в Приморье, уже работает на пределе возраста и ресурсов, и необходимость обновления научного флота уже достаточно остро стоит в повестке дня. Между тем, признание «Восточной верфи» именно как судостроителя высоких технологий имеет и международный характер. К примеру, на «Восточную верфь» пришли вьетнамские заказы, хотя в этой стране есть свои судостроительные заводы, и продукция там дешевле, но построить скоростные суда особого назначения во Вьетнаме не могут. Тихоокеанский флот несколько лет назад принял от «Восточной верфи» гидрографическое судно «Виктор Фалеев», которое оказалось настолько умелым по способам сканирования дна, что на учениях по поискам затаившихся подводных лодок смогло увидеть больше, чем специализированные противолодочные корабли.

Словом, судостроительная отрасль Приморья – и в Большом Камне и во Владивостоке – сейчас находится на реальном подъеме и крайне важно, чтобы отечественные потребители – от Академии наук и нефтяных корпораций до военно-морского флота – понимали перспективы своих потребностей и возможности судостроительных мощностей в Приморском крае. Пока еще существует тревога в стабильности заказов, на той же «Восточной верфи» перспектива просматривается от силы лет на пять, поэтому программы развития морской техники для страны в целом, о которых говорил на «Звезде» вице-премьер Рогозин, это зона особого государственного внимания.

А всем зрителям программы «Морского собрания» традиционно желаем – семь футов под килем.