Всеволод Крапивин, корреспондент:
— Точечная застройка для Владивостока — это извечная проблема. Надолго забыть о ней невозможно. Обязательно вспомнишь, когда упрешься в очередной новый забор, появившийся посреди жилого двора, за которым что-то строят. На этой неделе к нам в редакцию позвонили несколько людей из разных районов города. Их истории стали отправной точкой для нашей «Темы недели».
У дома на улице 1-я Морская, 15 появился огромный сосед. Расположился он в нескольких метрах. Местные жители говорят, жилье у них и так было не в лучшем состоянии, а теперь оставаться в нем и вовсе опасно.
Галина Лялина, жительница дома №15 по улице 1-ая Морская:
— Они потихоньку расширяются. Заняли нашу территорию, все выламывают. Окна нам поразбивали, как летели камни. Мы позакрывали фанерами. Все разбито.
По плану стройка должна была быть значительно меньше, обещали построить дом площадью 1000 квадратных метров — Центр народного творчества. Но в итоге здание получилось больше в 6 раз. И, судя по всему, его будут использовать для коммерческих целей.
Сами строители, не знают что строят.
Но зато в Интернете можно найти объявления. Предлагают взять в аренду офисы в 11-этажном деловом центре. Цена вопроса — 1400 рублей за квадратный метр. Предложение пользуется спросом. Взять себе офис здесь не так просто.
Стенд, на котором было написано, что новое здание – это Центр творчества, уже сняли. Наверное, эта уловка была нужна, чтобы разрешили строительство. Ведь рядом объект культурного наследия — дом известного путешественника Владимира Арсеньева.
Алексей Сащенко, юрист:
— Земельный участок под этим объектом имеет целевое назначение для размещения объектов культуры и искусства. Если будет стоять административное здание, не связанное с искусством и культурой, то это нарушение земельного законодательства.
Валентин Аникеев, в прошлом главный архитектор Приморского края, говорит, что превращение Центра культуры в офисное здание — дело обычное.
Напротив администрации города должны были построить небольшую крытую парковку, а появился стеклянный исполин — офисное здание «Фреш-плаза». Вместо спортивного комплекса с бассейном на Постышева, построили супермаркет «Парус». На остановке «Дальпресс» обещали возвести здание для детской стоматологии, а получился ресторан и офисы. На Пушкинской Центр детского творчества во время строительства превратился в очередной бизнес-центр.
Строят в надеже на то, что здание не снесут. Инспекциям придется собрать тонны документов, которые должны доказать очевидное. Потом дело будет рассматривать суд. Апелляция за апелляцией. Так здание может простоять не один десяток лет.
Но ситуация меняется. Яркий пример — дом Элеоноры Прей. Рядом с объектом культурного наследия строили многоэтажку. Но горожане защитили памятник культуры. Застройщику пришлось разобрать новострой.
Жители дома на Океанском проспекте, 83 бьют тревогу. У них во дворе вырубили деревья, появился забор, собираются строить 25-этажный дом.
Зоя Доленко, житель Владивостока:
— Там забор. Как в тюрьме. Мы просто в тюрьме живем. Я не знаю, как дальше будем жить.
В администрации города заявили, что о стройке ничего не знают. Чтобы отстоять свой двор, местные жители намерены обратиться в Общественную палату Приморского края и в прокуратуру.
Отдельная проблема — зеленые зоны Владивостока. Многие из них находятся в частных руках. То, что там ничего не строят сейчас, значит только то, что владельцы, возможно, выжидают удачный момент.
В частных руках Писательский сквер на Некрасовской, Чеховский сквер на Набережной, зеленые зоны на Светланской, Красного Знамени и Эгершельде. А также несколько скверов на Второй речке.
В прошлом году угроза нависла над сквером на улице Бестужева. Его огородили, вырубили деревья, начали строить супермаркет. На борьбу поднялись местные жители. Они обратились в суд и лично к губернатору Владимиру Миклушевскому. В результате место отдыха удалось отстоять.
Пытались уничтожить и сквер имени Игнатьева на Первой речке. Тут тоже все завершилось в пользу жителей.
Елена Телегина, старший помощник прокурора Приморского края:
— Учитывая, что в этих случаях усматривались признаки мошеннических действий, прокуратура обратилась в суд о признании купли-продажи таких участков недействительными. По скверу имени Инатьева уже принято решение. Суд удовлетворил все требования.
История с Бестужевским и Игнатьевским скверами стала поворотной точкой для владельцев земли в зеленых зонах Владивостока. В Интернете появились сразу несколько объявлений о продаже скверов на Второй речке и Эгершельде. Причем, продают землю ниже кадастровой стоимости. Хотят избавиться быстрее.
Всеволод Крапивин, корреспондент:
— Ушлые бизнесмены, которые готовы ради своей прибыли идти на обман, не обращать внимание на законы, комфорт обычных людей, всегда были и будут. Но опыт Владивостока доказывает, если страдающие от точечной застройки жители ведут себя активно, шанс найти правду — есть. И скоро сделать это станет проще. Защитить зеленые зоны города и дворы от строительства должен и новый генеральный план города. Его уже разработали и представят на народные слушания в октябре.
«Панорама»