Морское собрание. Морские итоги года

Сегодня в Морском собрании подводим итоги 2017-го года, чем он ознаменовался для морской экономики Приморья, для военных моряков и рыбаков, морской науки и всех, чья жизнь так или иначе связана с морем.

Забегая немного вперед, скажем – в морской деятельности Приморья 2017-й оказался знаковым и по-своему переломным. В чем именно – смотрите в этом выпуске программы.

Если говорить начистоту, то 2017-й оказался настолько насыщен морскими событиями, что даже для того, чтобы просто перечислить их, 10-ти минут не хватит. В военно-морской деятельности – это и ввод в состав Тихоокеанского флота корабля 21-го века корвета «Совершенный», поход флагмана флота ракетного крейсера «Варяг» в Средиземное море и выполнение боевых задач, связанных с вооруженным конфликтом в Сирии, наконец, завершение сирийской операции, в которой тихоокеанцы тоже принимали участие, и морпехи, и госпитальное судно Иртыш, и морская авиация.

Сложным был год у рыбаков, изменяется регулирование отрасли, меняется и структура промысла – неудачная лососевая путина была сглажена освоением новых объектов, и в первую очередь, дальневосточной сардины иваси. На годы вперед сейчас нужно закладывать базу переработки этого промыслового вида массовой рыбы.

Но на фоне всех этих значительных событий и изменений особо выделяется повестка дня судостроения в Приморья. Именно в 2017-м стало понятным, что развитие морской экономики края обретает новый подъем, и что без флота, который надо строить опережающими темпами, в мировое распределение морского труда можно и не поспеть. Поэтому в этой программе Морское собрание, события года остановимся на делах корабелов.

Плавдок «Восточной верфи» заполняется, и вот в тот момент, когда впервые в своей жизни киль корабля касается морской воды, надлежит разбить шампанское. Это миг рождения корабля. Малый корвет «Дозорный» строится для пограничников. На достроечной набережной его еще укомплектуют связью, вооружением, оборудованием. Вскоре ходовые испытания, а государственный и андреевский флаги взовьются над ним в начале 2018-го.

А это другая достроечная набережная – Дальзавода. Танкер «Сахалин РН» запускает машины, чтобы уйти на последний этап ходовых. Задача – разогнать ход до проектных величин. Дальзавод уже несколько лет не отправлял кораблей из новостроя, но государственная судостроительная программа для Приморья оживила завод со 130-летней историей.

Но всю конфигурацию судостроительной отрасли в Приморье изменило сентябрьское событие в Большом Камне, на дальневосточном заводе «Звезда», где запускается линейка гражданского судостроения.

Закладных досок – сразу четыре. Все — многофункциональные суда снабжения ледового класса. Имена – исторические: «Владимир Мономах», «Александр Невский», «Катерина Великая» и «Святая Мария». Все гиганты отправятся на газовые и нефтяные шельфы Сахалина, Северного ледовитого океана. Ледоколы строят по заказу «Роснефти». Первое из судов спустят на воду в 2019 году. Но это только начало. Сегодня портфель заказов «Звезды» состоит из 14 судов, а нужно, чтобы в нем до 2035 года было 188. 

Владимир Путин, Президент России:

Хочу поздравить вас с новым большим событием – закладкой четырёх судов снабжения усиленного ледового класса. Они будут изготовлены по заказу «Роснефти», будут укреплять потенциал компании и всего отечественного ТЭКа, содействовать развитию Северного морского пути, чрезвычайно важного проекта для всей страны, и не только для всей страны. (—) Сейчас важно как можно быстрее выйти на решение главной стратегической задачи – начать выпуск полноценной линейки средне- и крупнотоннажных судов и морской техники. Знаю, что уже утверждён перспективный план загрузки предприятия до 2035 года. Рассчитываю, что он будет выполнен. И не просто рассчитываю, а внимательно буду за этим следить, потому что это, может быть, одно из ключевых условий успешной работы предприятия.

В 2016 году «Звезда» вышла за рамки просто предприятия. Теперь Большой Камень — территория опережающего развития. Судостроительный комплекс сотрудничает с ведущими иностранными компаниями отрасли, Хендэ из Кореи, Мицубиси из Японии, Чайна шипинг контракшн из Китая. И «Звезда» планирует расширять линейку производимых судов. На торжественном запуске подписали новые соглашения.

Юрий Фильчёнок, генеральный директор Дальневосточного центра судостроения и судоремонта:

— Вы сегодня видели, что немалое количество крупнейших судостроительных компаний также участвуют в нашем проекте в качестве партнеров. В Большом Камне создается несколько крупнейших совместных предприятий также по строительству гражданских судов. 

Поделимся и неофициальной информацией о большекаменских проектах. Уже в конце 17-года «Звезда» была готова заложить танкер класса афрамакс, однако церемонию закладки временно отложили, но то, что она произойдет, сомневаться уже не приходится.

Сергей Франк, генеральный директор ПАО «Совкомфлот»:

— Мы очень большие надежды связываем с успешным завершением проекта создания судостроительного кластера в Приморском крае, проект «Звезда». Мы сегодня плотно работаем со специалистами этого предприятия. Сейчас формируется его продуктовая линейка. В ней мы заявляем потребность, как минимум в двух типах судов: это универсальное судно-снабженец тяжелых ледовых классов для потребностей проектов в Сахалинской нефтяной газовой провинции, безусловно, будущих инициатив, которые связаны с Восточным сектором Арктики и Западным сектором Арктики. Но в том числе у нас есть амбиция начать здесь производство нового поколения судов типа афромакс – это самое массовое судно в составе судов СКФ. Мы являемся крупнейшим оператором судов афромакс в мире. Это типоразмер классический, российский типоразмер для танкерного флота.

Потребности в инженерных кадрах для судостроения в Приморье будут только нарастать. И воспитание будущих корабелов – уже дело сегодняшнего дня.

Большекаменский школьник Сергей Болвачев уже завоевывал второе призовое место среди взрослых на чемпионате ДВФУ по радиоуправляемым яхтам. Он и сейчас мастерит новое судно — должно быть еще быстрее.

Возродить успешный опыт подготовки профессиональных кадров для работы на судостроительных и судоремонтных заводах Большого Камня предложил местным депутатам глава региона. Решать глобальную задачу попросил с малого — для начала создать детские клубы по модельному кораблестроению.

А в апреле 17-го в порту Владивостока государственный российский флаг поднял другой новостроенный корабль, который, хотя и строился на верфях Балтики, но экипаж укомплектован полностью моряками из Приморья – Владивостока и Находки. И имя адмирала Геннадия Невельского, которое носит судно, отсылает к тем временам, когда Россия навсегда встала на тихоокеанском берегу и на долгие годы определила военно-морской вектор развития российского Дальнего Востока.

Теперь же новое движение в морском крае получает морская экономика.

А всех зрителей программы «Морское собрание» поздравляем с наступившим 2018-м годом и традиционно желаем: семь футов под килем.

 

Категории: