Накануне выборов обостряются баталии относительно кандидатур и, часто искусственно тиражируемые теми, кого в интернете называют «троллями», нападки на действующего президента. Журналисты Приморья на страницах СМИ и соцсетях стараются объективно оценить ситуацию вне зависимости от персоналий.+
В их числе — известный журналист Виктор Булавинцев, текст которого мы полностью приводим ниже.
«Подготовив накануне очередной газетный текст о конфликте жильцов с застройщиками, не мог не подивиться, какое эти самые застройщики предлагают жилье. Не для простых смертных однако, а больше трех штук баксов за квадрат в новострое. А потом пошарил по нету, порылся в памяти, в затылке почесал и растекся мыселью по древу…
Рубли и метры
По теме застройки Владивостока, возникающей в обществе (и в его «фейсбучном срезе») регулярно, в свете то борьбы за скверы и зеленые зоны в городской черте, или же против «точечной» или «уплотнительной застройки» с новыми застройщиками, выскочившими, как черт из табакерки, с пакетом документов на придомовые земли, подумалось — таки да, косяков тьма, бардак и все прочее. Но, к счастью, строительство в городе состоит не из одних только таких проблем: за два десятилетия появились уже несколько микрорайонов, раздвигающих границы краевого центра. Однако хотелось бы заметить, что ввод этих новостроек ни разу не оправдал возлагавшихся на них надежд — в части снижения цен на жилье во Владивостоке за счет ввода новых десятков тысяч квадратных метров.
Этот парадокс рынка буквально когнитивный диссонанс вызывает. Ведь как учил Маркс? Товар — деньги — товар. Спрос — предложение. А что на практике видим?
Вот, строят жилой комплекс «Лесной квартал», скромненько так: на отшибе, панельки без особых затей, общим числом больше тысячи квартир. Или вот не микрорайоны, конечно, но внушительные жилые комплексы на Чкалова, на Кирова, на Ватутина, на Жигура, на Бурачка, на Крыгина, на Леонова, на Тухачевского — и плюс «Южный микрорайон» с ЖК «Солнечный» там же! — а еще дома на Авроровской, на Давыдова, на проспекте 100 лет Владивостоку, в районе Третьей Рабочей, на Каплунова и Нейбута и много где еще — например, на сайте вл.руhttps://stroy.vl.ru/ new-buildings/apartments/ completed-apartments/ собраны сведения о введенных в строй за последние годы жилых комплексах и домах. И это не считая наиболее дорогих и престижных комплексов, всяких там «Атлантисов», «Двух капитанов», «Сердца океана», «Адмирала», «Магнума» и прочих «орлиных гнёзд», с претензией на элитарность и соответствующими ценами.
А есть же еще новый жилмассив на Патрокле, с таунхаусами у моря и высотками на улице Сочинской, и новостройки многоквартирных домов на Океанской, в Сад-городе, в поселке Трудовом. И коттеджные поселки строились и продолжают, куда ж без них? И, наконец, микрорайон Снеговая Падь, на более, чем 15 тысяч квартир или 50 тысяч жителей — это ж можно целый город Партизанск туда поместить, Спасск-Дальний или Дальнереченск! — то есть, жилья в краевом центре за эти годы было введено в эксплуатацию, раскуплено и заселено довольно много. По скромным подсчетам, никак не меньше 35 тысяч квартир, где могут проживать не менее 100 тысяч человек, и скорее всего они там таки проживают.
Но чу! Если предложение на рынке жилья столь существенно выросло, тогда как жителей во Владивостоке заметно больше не стало (по крайней мере на официальном уровне), то где же ожидаемое падение цен на жилую недвижимость?
По официальным данным даже в последние кризисные годы в краевом центре сдавалось в эксплуатацию 115 тысяч м.кв. жилья в 2015 году, более 225 тысяч в 2016-м, и примерно по столько же на протяжении 2008 — 2014 гг., что в итоге дает более 2 миллионов м.кв. за последние 10 лет или порядка 15% всего многоквартирного жилого фонда Владивостока, составляющего 12 млн. м.кв. (плюс еще около 1,5 млн «квадрат» в частном секторе). И на этом фоне можно сколько угодно ругать власти, Миклушевского, Дарькина, Пушкарева, Николаева, Копылова, да и Путина с Медведевым, но факт остается вещью упрямой: раз на жилье держатся высокие цены, значит, у новоселов есть деньги, которыми они готовы платить за эти квадратные метры. Потому, что предложение на рынке жилья растет, но и спрос на него не падает, соответственно и цены не снижаются.
Понятно, что сыграли свою роль социальные программы: переселения из аварийного и ветхого жилфонда, квартира молодой семье и природный оптимизм дальневосточников, не останавливающихся перед трудностями в стремлении заполучить свой угол и вести под собственной крышей полностью самостоятельную жизнь. Но ведь много молодых людей и семей предпочли все же уехать с Дальнего востока?
Мне лично повезло обзавестись собственной квартирой во Владивостоке еще в то время, когда цены на недвижимость были реальными, а не из области фантастики, как нынче — и через 15 лет моя квартира стоит раз в 5 дороже. И этот упрямый факт — что мой капитал, вложенный в недвижимость, вырос в 5 раз без каких-либо усилий с моей стороны — на мой взгляд, свидетельствует о наличии у людей денег, которых не было в последефолтные 1999-2000 годы, и то том, что далеко не все, у кого есть деньги, спешат «свалить» отсюда.
Об этом же и намеченный в последние годы «восточный вектор развития», принятый на уровне федерального центра. Об этом — снижение процентных ставок по ипотечному кредитованию. Сюда же следует отнести, я считаю, и конкуренцию среди компаний-застройщиков, старающихся строить быстрее, дешевле и больше. И свежие заявления на разных уровнях власти, от губернатора до президента, о разных льготах и, — главное! — об ужесточении контроля над контролерами. Потому, что основные проблемы жилищного строительства, в т.ч. «точечной» застройки, объективно шли от дороговизны и сложности землеотвода, проектирования и прокладки коммуникаций, подключения объектов к сетям: водопровода и канализации, тепло- и электроснабжения. И от коррупции.
Если эти проблемы когда-нибудь в обозримом будущем удастся окончательно закрыть — то и об удешевлении жилья можно будет вести речь. Во всяком случае у застройщиков не останется весомых аргументов для обоснования драконовских цен их квадратных метров, а рубли обретут долгожданный вес при балансе спроса и предложения. Во всяком случае в это хочется верить. Ведь моим детям тоже предстоит обзаводиться собственным жильем…»