Во Владивостоке работает ледовая школа

Осваивать Арктику, строить платформы по добыче нефти на шельфе и возводить мосты. Во всех этих масштабных проектах нельзя обойтись без знания свойств льда. Во Владивостоке сейчас работает ледовая школа, которая популярна не только у русских, но и у иностранных студентов. 

Лед в бухте Новик сверлят, пилят и подвергают многим другим испытаниям. Так молодые ученые вместе с российскими и иностранными студентами изучают его плотность, гибкость и проверяют, легко ли разрушить.

На льду студенты проводят незамысловатый опыт: гирю весом в килограмм кидают с высоты в полтора метра. Дальше с помощью линейки измеряют, насколько глубокую вмятину она оставила. Эти данные помогут рассчитать физико-механическую прочность льда.

На месте можно провести далеко не все исследования. Поэтому студенты с помощью бура высверливают образцы льда — так называемые керны. Их отправляют в лабораторию для детального анализа. 

Каждый год в ледовую школу ДВФУ приезжают студенты со всего мира. Они изучают не только свойства льда, но и то, как он влияет на различные конструкции. Эти знания важны для освоения Арктики, строительства мостов и платформ для добычи нефти на шельфе, в кораблестроении. Например, Китай сейчас заинтересован в строительстве кораблей ледового класса. Студентов из Поднебесной в этом году большинство.

— Моя дипломная работа по кораблестроению. Мне нужны знания, связанные со льдом. Я приехал в Россию, потому что знаю, что здесь много льда и богатый опыт его исследования. Это очень поможет мне, — сказал студент из Китая Ли Джон.

В лаборатории лёд ждет более серьезное испытание — сдавливание прессом. Он дает нагрузку в три тонны. Датчики фиксируют, через сколько он треснет.

Чтобы поучаствовать в работе школы, из Москвы прилетели инженеры, которые проектируют важнейшую дальневосточную стройку будущего — мост на Сахалин. Он станет уникальным сооружением, которое должно будет выдержать постоянный контакт со льдом. В Татарском проливе ледоход длится до 200 дней в году. Опыт, накопленный в ДВФУ, пригодится. 

— Ледовая обстановка сложная, поэтому основной фактор, который рассматриваем, это ледовая нагрузка. Мы приехали сюда познакомиться со специалистами инженерной школы. Эти специалисты участвовали в проектировании проектов Сахалин-1 и Сахалин-2 — морских холодостойких платформ. Этот опыт нам интересен, — рассказал главный инженер компании-проектировщика Александр Болковой.

Это не последний выход на лед. Исследования будут длиться две недели. Студенты работают под контролем руководителя школы Татьяны Уваровой. Для удобства она передвигается между группами подопечных на коньках. Признается, что ледовая школа в этом году из-за теплой погоды была под угрозой срыва. В итоге состоялась, а положительная температура стала преимуществом. Ведь исследования мягкого и таящего льда в нашей стране проводят не так часто. А значит, их результаты ценнее.
 
— У нас не так много баз арктических проводят такие исследования. У них лед заканчивается в июне-июле . Но таких экспериментальных данных очень мало, — отметила профессор кафедры гидротехники теории зданий и сооружений ДВФУ Татьяна Уварова.

В этом году приморские ученые изучают свойства льда не только во Владивостоке, но в Арктике и на Сахалине. Анализ информации, полученной в этих экспедициях, должен еще сильнее укрепить лидерство российской науки в этом направлении. А значит, иностранные студенты по-прежнему будут приезжать учиться в Приморье.

«Панорама»

 

Категории: