Морское собрание. Морская наука в Приморье

В сентябре-октябре 2017 года Владивосток будет принимать сессию Международной организации по морским наукам в северной части Тихого океана. В эту организацию, которая создана в 1992 году, входит 6 стран: Канада, Китай, Япония, Республика Корея, Россия и США.

Владивосток получает эстафету от американского Сан-Диего, где прошла юбилейная 25-я сессия. Российскую группу представлял директор ТИНРО-Центра Лев Бочаров.

Мировая наука о море сейчас сосредотачивается на том, чтобы понять, как реагируют морские экосистемы на изменения климатических условий и масштабные перемены в Мировом океане. Однако сугубо научное сообщество, которым является эта международная организация, вынуждена переходить к надгосударственному вопросу: а как управлять процессом освоения океанских ресурсов? Поэтому повышенное внимание уделяется социальным, экономическим и экологическим аспектам в системе «человек и океан».

Темой владивостокской сессии ПИКЕС будет именно вопрос о том, как донести новые данные до руководства государств, которые и создали эту организацию, и до людей, живущих на берегах Тихого океана. И тех механизмов, что есть сейчас, уже недостаточно.

 

Андрей Адрианов, директор Национального центра морской биологии, академик РАН:

– В собственном соку вариться, конечно, опасно. Все эти наши исследования они происходят в тесном сотрудничестве и с нашими ближайшими соседями и с другими странами АТР. Когда мы получаем новые данные о видах вселенцах, например, за последние несколько лет уже доказано вселение 66 этих так называемых инвазивных видов в воды дальневосточных морей России. Из них 56 – это акватория залива Петра Великого.

Все эти данные мы вносим в международную базу данных НИЗИС, которая собирает эту информацию из Китая, из Кореи, из Японии, США, Канады, в ней участвует Россия. Т.е. мы можем видеть, что у кого появляется, какова динамика, где основные векторы переноса. В рамках этой программы мы создали центр мониторинга балластных вод и биоинвазий. Т.е. мы мониторим, что приносится с балластными водами по основным судоходным маршрутам из Китая и из Японии. У нас база данных по 600 судам, 300 гидротехническим сооружениям, за последние годы только в балластных водах из Китая и из Японии зафиксировано 445 видов морских организмов, которых у нас не было и которые к нам приходят. Но не все выживают.

 

Так что изменения в океане происходят, и они интересуют не только академическую науку, которая фиксирует данные и ставит диагнозы. Отраслевая морская наука также становится важным партнером органов власти и промышленности. Об организации международного форума по морским наукам, который пройдет во Владивостоке, мы еще расскажем, а пока в ТИНРО заняты анализом подготовки рыбной промышленности Дальнего Востока к главной путине года.

 

Лев Бочаров, директор ТИНРО-Центра:

– Если говорить о зимней рыбалке, то, конечно, главная путина – это минтаевая. Путина – так называемый сезон А, когда весь дальневосточный, крупнотоннажный по крайней мере флот сосредоточен в Охотском море и работает буквально с первых дней января на добыче минтая. Минтай – стратегический объект для России, и для Дальнего Востока тем более, он играет решающую роль в экономике – около 60 процентов добычи на Дальнем Востоке приходится на минтай.

 

Прогноз 2017 года таков, что зима в Охотоморье будет непростая, поэтому минтайщикам рекомендуют составлять так свои планы по использованию флота, чтобы сроки сезона А как раз и не были сокращены, тогда при вычете штормовых дней и возможно будет поднять все выделенные квоты.

 

Продолжаем рассказ об инженерных разработках, которые ведут в ТИНРО-Центре. Как убрать урожай ламинарии, не отправляя людей под воду? Этот вопрос задали приморским инженерам сахалинские рыбопромышленники. Для уборки ламинарии на небольших глубинах еще в древности японцы придумали морские грабли канза, которую наши умельцы сделали механической, а вот с полями морской капусты на глубинах больше 5-6 метров пока приходится работать людям в гидрокостюмах.

Михаил Мизюркин, ведущий научный сотрудник сектора ресурсосберегающих технологий лова ТИНРО-Центра:

— Конечно, потому что водолазный способ очень дорог сам по себе и все-таки опасен, особенно, когда работаем в свежую погоду, на мелководье, а грунт, или камни, или плато – жесткий удар водолаза, и все, что угодно, может произойти. Поэтому действительно, надо уходить от водолазного способа. Ведь у нас принципиально не только на естественных скоплениях ламинария, у нас же еще есть и искусственное выращивание на полях ламинарии, поэтому их тоже надо каким-то образом собирать. Поэтому у сахалинцев появилась идея соорудить нечто вроде газонокосилки, которая бы подрезала черешки, которыми ламинария удерживается за дно. Назвали его подсекатель. Но эксперименты оказались неудачными. Пришлось обращаться во Владивосток. Инженеры ТИНРО полагают, что решат эту проблему, тем более, что на подводные комбайны для морской капусты явно будет спрос.

– Сейчас у приморских рыбопромышленников к подсекателю появился некий интерес и, видимо, в этом году мы уже проведем испытания не на Сахалине, все-таки плечо далекое, а здесь сорганизуемся с нашими приморскими рыбопромышленниками, возможно, через Ассоциацию рыбопромышленников.

 

А инженерная мысль идет дальше. В ТИНРО уверены, что развитие  марикультурных хозяйств на Дальнем Востока потребует разработки и маломерных судов с малой осадкой и гидроканалом в корпусе, и других средств механизации морского труда.

 

 

Категории: