В антарктических морях в эти дни разворачивается целая морская эпопея, которой уже суждено попасть в учебники по ледовому плаванию.
Дизель-электроход из Владивостока «Василий Головнин» — судно ледового класса, выполнял грузопассажирский рейс на индийские антарктические станции «Бхарати» и «Майнтри». Задача была прозаической, индийская сторона зафрахтовала наше судно для доставки генеральных грузов – топливо, продукты питания, оборудование, но главное привезти новую смену индийских исследователей и забрать тех, кто отработал свою многомесячную антарктическую вахту. «Василий Головнин» уже ходил в антарктические рейсы, но впервые за многие годы на обычно свободных ото льда в это время года участках маршрута «Василий Головнин» столкнулся с мощным припаем, пробился к индийским станциям, а вот на обратном пути попал в ледовый плен.
Было принято решение об эвакуации индийского состава и тех, кто не нужен в экипаже для ожидания ледокольной подмоги, на судно Российской академии наук «Академик Федоров», которое работает в этом антарктическом районе с российскими научными станциями. «Федоров» более мощное судно, но тоже не ледокол, и попытка выйти вдвоем караваном из припая у «Головнина» с «Федоровым» не удалась. На борту владивостокского парохода – 81 человек. Эвакуация предполагалась вертолетами Ка-32, но как раз начался антарктический ветер, который называют дульником из-за того, что он может не прекращаться несколько дней и ровно и сильно дует, при чем ощущение на палубе такое, как будто этот ветер бесконечно толкает. Дважды на вертолетной площадке собирались эвакуируемые, и дважды полеты были отменены. Это данные на 22 апреля. Однако дульник перемещает и поля ледового припая, и капитан «Василия Головнина» Исхак Юсупов не оставляет попыток вырваться из ледового плена на свободную воду. Правда, как сообщают с борта «Головнина», хоть и удалось пройти 40 километров, но в нужную сторону лишь 14 – «Василий Головнин» идет не по прямой, а по разломам и трещинам в плотном ледяном покрове прибрежной Антарктиды. Если этот успех будет закреплен, и ледовое поле не вернет судно в исходную позицию, когда без ледокола уже никак, то есть надежда, что эвакуация может и не понадобиться.
На борту «Василия Головнина» находится известный журналист из Владивостока Андрей Островский, который много пишет на морские темы, и уже бывал в похожих передрягах в Арктике. Будем надеяться, что сила воли, мастерство и опыт капитана Юсупова и экипажа «Василия Головнина» смогут растопить льды, и Антарктида наконец-то отпустит «Василия Головнина» от своих берегов.