Банки вернут незаконно списанные деньги

С 1 января 2014 года банки обязаны без проведения расследования возвращать клиентам незаконно списанные с их счета средства. 

Владивосток, 4 февраля – ОТВ. Правда, только в том случае, если держатель вовремя не был оповещен о мошенничестве либо в течение суток успел сообщить в банк о краже. Таким образом, изменения в законодательстве потребуют внимательности со стороны не только банкиров, но и клиентов.

Обнаружить, что со счета без вашего ведома исчезла определенная сумма денег, – это всегда неприятно. До недавнего времени обращение в банк с требованием вернуть незаконно списанные средства оборачивалось служебным расследованием. В большинстве случаев виноватым оставался сам держатель счета – не мудрствуя лукаво, банкиры могли обвинить клиента в неправильном хранении PIN-кода.

С начала 2014 года клиенты защищены от подобного исхода: закон «О национальной платежной системе» обязывает банкиров возвращать утраченные в результате мошеннических действий финансы «без суда и следствия». Кроме того, в законе прописано, что банки обязаны уведомлять клиентов обо всех операциях на карте. Однако все не так просто, как может показаться: теперь клиенту следует внимательно следить за оповещениями об изменениях счета и при обнаружении нелегальной транзакции немедленно информировать банк о произошедшем. Времени на это отведено всего сутки, в противном случае сторонам вновь придется иметь дело со служебным расследованием, которое может закончиться неприятным для клиента итогом.

Таким образом, теперь уклоняться от информирования клиентов банкам крайне невыгодно. Каждой организации необходимо было в кратчайшие сроки разработать (или усовершенствовать) систему оповещения вкладчиков. «Приморская газета» провела опрос среди представителей рынка, чтобы выяснить, каким образом клиенты будут узнавать о том, что происходит с их счетом. Подавляющее большинство банков в информировании клиентов делает ставку на SMS-сообщения – подобная услуга есть у 100% респондентов.

–  Ранее услуга смс-информирования была необязательной, –  заявил «Приморской газете» начальник управления банковских карт банка «Хоум Кредит» Сергей Королев. –  Начиная с прошлого года банк направляет SMS-сообщения по всем операциям с использованием банковской карты.

Кроме того, все компании предоставляют вкладчикам возможность получить выписку при работе с банкоматом либо при посещении одного из офисов. Можно запросить отчет и на электронный адрес, а дальше всех в процессе информирования зашел «Сбербанк»: при желании клиент сможет запросить отчет почтой, правда, за доставку придется платить отдельно.

–  Новации, безусловно, улучшат осведомленность клиентов, их интересы будут хорошо защищены, а у недобросовестных организаций будет меньше лазеек для «незаметных» списаний или банального введения в заблуждение, –  считает директор «БКС Премьер» во Владивостоке Алексей Исаков.

Правда, банкиры предупреждают и о том, что часть ответственности возлагается на самих клиентов.

–  В соответствии с правилами использования банковских карт клиенты обязаны самостоятельно предоставлять в банк свои контактные данные и в случае их изменения информировать об этом банк, –  напомнил заместитель начальника отдела электронного бизнеса ОАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» Андрей Грудинин. – Каналы для доставки клиентам уведомлений перенастраивать не пришлось, все работает в штатном режиме. Способ уведомления устанавливается договором между банком и клиентом. Если клиент не хочет подключать услугу доставки уведомлений на мобильный телефон, то по договору на него возлагаются обязательства получать уведомления в офисе банка в виде выписки по счету.

Наконец, вкладчикам важно помнить о том, что обеспечить условия для приема информации может только он сам.

–  Банк может направить информацию с помощью SMS-сообщения, электронной или обычной почты, однако дать гарантию, что клиент эту информацию получит, банк не может, –  говорит пресс-секретарь банка «ВТБ 24» Олеся Косцинская. –  Ведь у клиента может быть выключен телефон, он не просматривает электронную почту, не открывает почтовый ящик и т. д.

В то же время, обращают внимание юристы, в целом можно говорить о достаточной защищенности интересов клиентов.

– В случае возникновения судебных споров именно банку придется доказывать осуществление надлежащего уведомления, – заявила «Приморской газете» член приморского отделения Ассоциации юристов России Алена Губкина. – Кроме того, если клиент не произвел оплату банковских услуг, обязанность по информированию об операциях с банка не снимается.

Источник: Приморская газета