Изменения в закон о рыболовстве приняты и вступают в силу с 2019 года

Квоты под киль – самая главная тема в рыбацкой отрасли, на протяжении всего 2016-го года кипели страсти и баталии. Идея проста: квоты, которые выделяет государство на тот или иной объект промысла, рыбацкая компания получает тогда, когда заказывает строительство нового судна или модернизацию старого на российской верфи. Принципы нового способа делить рыбу еще не устаканились, но поправки в закон о рыболовстве уже приняты и вступят в силу в 2019 году. Еще есть время что-то на административно-отраслевом уровне отшлифовать.

Илья Шестаков, руководитель Росрыболовства:

— И этот период был закреплён до 2019 года. Мы в рамках своего законодательства его продлили на 15 лет, поскольку это даёт стабильность компаниям, которые работают. Да, иногда говорят, что это может быть не совсем справедливо, но при этом в рыбной отрасли, к сожалению, в настоящий переходный период сделать что-либо по-другому сложно.

Могу сказать, что в целом квоты по историческому принципу – это не какое-то ноу-хау Российской Федерации. В целом во многих рыболовных державах квоты закреплены именно по истории. Где-то под конкретную компанию, где-то под конкретное судно, везде разные подходы, но в целом это так. Наше ноу-хау в новом законодательстве – это то, что мы часть квот будем выделять тем компаниям, которые будут строить рыбопромысловые суда на отечественных верфях. И это на самом деле очень важно. Мы планируем, что за следующие 5 лет мы сможем обновить порядка 40-50% нашего рыбопромыслового флота по мощности.

И, тем не менее, даже главный по рыбе в стране признает, что несправедливость возможностей крупного и малого рыбных капиталов в этом принципе присутствует. Поэтому в рыбацких объединениях страсти по квотам под киль все еще не утихли.

Георгий Мартынов, президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья:

– Ведь в физических тоннах – это не очень большое количество, которого на всех не хватит. Но в процентном отношении 20 процентов от определенных объектов промысла – это одна пятая часть. Поэтому изымается то у всех, а достанется-то не всем. Вот основной принцип – как эти 20 процентов будут разделяться, кто их в первую очередь получит, на каких условиях, и обеспечит ли это 20-процентное выделение квот строительство нового флота. Не забюрократизируем ли мы опять? Получит ли толчок российское судостроение? – Опять-таки: в тех предложениях правительства, которые есть, строительство среднетоннажного флота не подтверждено валютоемкими объектами. Там предусмотрены те объекты, которые и сейчас несложно по заявительному принципу приобрести, ничего не строя. Камбала, навага, ряд других объектов, которые не очень востребованы и которые есть в наличии. И фактически мы понимаем, что среднетоннажный флот ничем не простимулирован. А ведь у нас на Дальнем Востоке подходит такой важный для российского рыболовства объект, на котором в советские времена 25 лет работал флот – это дальневосточная сардина иваси.

А у нас осталось на Дальнем Востоке всего несколько плавбаз, и как мы будем осуществлять этот промысел, к тому же этот промысел должен осуществляться добывающими судами, а все те принципы стимулирования для российского судостроения, они рассчитаны на перерабатывающий флот. И даже для среднетоннажного флота указывается, что там должна быть глубокая переработка. Но понимаем, что глубокой переработки сардины иваси не может быть в принципе, ее даже на борт поднимать нельзя этого добывающего судна, а ловить ее надо. Через несколько лет мы получим примерный вылов около одного миллиона тонн. Это четверть российского вылова. Сегодня Россия добывает примерно 4,5 млн. тонн.

– Сегодня задача – восстановить этот флот под ту ресурсную базу, которая у нас есть. Как это сделать? Вот один из способов – это квоты под инвестиции. Но очень сложный вопрос, который до сих пор дискутируется. И на который до сих пор, наверное, нет у нас ответа.

Впрочем, российская рыбная отрасль всегда славилась смекалкой. И ответы, как будут применяться новые изменения в рыбном законе в конкретных ситуациях, рано или поздно найдутся.

Категории: