Азиатский вектор морской экономики российского Дальнего Востока: торговый порт Владивостока занят перспективой альянса с четвертым по величине портом мира – китайским Тяньцзинем, а сахалинские рыбопромышленники опережают приморских на шанхайском рынке морепродуктов.
Морская экономика Дальнего Востока требует новых портовых мощностей, новых транспортных коридоров и новых рынков сбыта. Соседи по Азиатско-Тихоокеанскому региону, позволим себе такую оценку, интересуются нашими возможностями больше, чем мы сами.
Вот сообщение агентства Синьхуа о соглашении, которое создает новую ситуацию в политике группы ФЕСКО; в последние годы она была почти закрыта, занималась исключительно налаженными линиями и теми производственными возможностями, что были созданы раньше. Теперь самый крупный порт в северо-восточной Азии и 4-й порт мира заключает с морским торговым портом Владивостока принципиальное соглашение. Фактически об изменении транспортных магистралей на Евразийском континенте и прилегающих к нему морях.
Александр Бурахович, зам. директора коммерческого департамента ВМТП:
— Безусловно, Владивосток является точкой транзита, и мы, как составляющая часть этого транзита, принимаем в этом активное участие. Мы заинтересованы, чтобы грузы уходили морем в порты Дальнего Востока и дальше, на Транссибирскую магистраль, шли вглубь страны вплоть до Европы.
Морской менеджмент в глобальном понимании – это лакмусовая бумажка мировой экономики. Если порты загружены, неважно – импортом или экспортом, значит все наши общие дела на подъеме.
В 2014-м году мы наблюдали спад грузопотока, который постепенно восстанавливался, и в 2016-м году мы уже восстановили те потерянные объемы, которые были до этого года, 14-го.
Не самые простые договоренности на мировом рынке контейнерных и генеральных грузов обычно достигаются десятилетиями. Но, видимо, ситуация в морской логистике меняется. Не проспать бы конъюнктуру…
Теперь – новость прямо из Шанхая. Новость завидная. Сахалинцы обыгрывают Приморье на китайском рынке свежих морепродуктов.
Вот, смотрите, в богатый международный мегаполис Шанхай впервые привезли свежие морепродукты из России. Первая партия — 50 тонн живого камчатского краба. Понимаем, что квот на краба в Приморье нет, и в ближайшие годы не будет из-за вечных проблем с апелляциями по старинному крабовому делу. Но вот сахалинцы добрались до Шанхая, и ведь тут – тоже технология взаимоотношений с китайскими чиновниками.
Сахалинский «ТОР» привез 51 тонну крабов. Живыми. Шанхай ну очень интересовался способом, — а как получится? И вот — в шанхайской морской гавани «Хуанша» местная таможенная и карантинная служба открывают «зеленый коридор» для живых (!) морепродуктов.
Ли Чуньян, зам. начальника Шанхайского управления по контролю качества, инспекции и карантину:
— Мы заранее узнали, когда приплывает корабль и сразу же, как он только причалил, отправили сотрудников карантинной инспекции для проверки. Было очень важно провести ее в максимально короткие сроки, ведь продукция — живая.
Всю партию скупили в гидроконтейнерах, не взвешивая! Цена общей стоимостью около 20 млн. юаней была без торговли, всё купили сразу, оптом.
Фан Юнь, представитель китайской компании-дистрибьютора:
— Раньше к нам, в Шанхай, привозили королевских крабов. В основном из Кореи и Японии, но, конечно, не такими большими партиями. Тонну, максимум две. И ценник был очень высоким. А здесь оптовая закупка, думаю, что, в конечном счете, потребителям эта продукция обойдется раза в четыре дешевле.
Алексей Евсиков, Генеральный консул России в Шанхае:
— Теперь жители восточного Китая, а это самые состоятельные жители страны, имеют возможность сравнить нашу свежую живую морскую продукцию — это сегодня крабы, завтра это будут гребешки, различные виды сахалинской, камчатской и иных рыб, с замороженной продукцией, скажем, из Соединенных Штатов Америки, из Канады, которая присутствует на рынке.
Мы уже рассказывали, что приморские рыбопромышленники пытались войти на китайский рынок через Суйфэньхэ и Хуньчунь с живыми морепродуктами. Но это были единичные и малотоварные сделки. Теперь ситуация меняется: во-первых, сахалинские коллеги освоили иные карантинные и таможенные процедуры Китая, и на опыт сахалинцев надо бы посмотреть и приморцам; во-вторых, азиатские рынки запрашивают всё больше, так почему бы не быть лучшими из возможного выбора?