Морское собрание. Космические орбиты самого уникального корабля ТОФ

Кораблю – 28 лет. В день рождения на борт допускаются гости, это и члены семей военнослужащих, и смежники – а их много: офицеры военно-космических войск из Галенок, ветераны, что служили на «Маршале Крылове», работники Дальзавода, которые ведут серьезную модернизацию этого кораблю, давая ему новую – уже третью по счету жизнь. На этой статистике-нумерации жизней уникального корабля мы еще остановимся, а пока – торжественный момент. Ровно в 9 утра на корабле-имениннике поднимают гюйс-флаг и сигналы праздничного расцвечивания.

Сейчас «Маршал Крылов» стоит на финишной прямой своей самой серьезной за последние 15 лет модернизации. В одной из самых первых программ «Морское собрание» 3 года назад нам удалось показать вам, как «Маршал Крылов» заходил в бухту Золотой Рог, чтобы встать к причалу Дальзавода. Вот этого гигантского шарика – радиопрозрачного сферического антенного кожуха, как его называют специалисты, и которым так всегда был приметен «Маршал Крылов», уже нет, его демонтировали, и заменили новейшим, более компактным аналогом. Вот так корабль выглядел с акватории бухты в самом конце 2017-года.

В своей каюте командир докладывает председателю Владивостокского Морского собрания адмиралу Константину Сиденко, что модернизация – колоссальная, задач у корабля становится больше, и ремонт уже близится к завершению. Видимо, уже весной – на ходовые испытания, а затем и к месту постоянной дислокации, на Камчатку.

На вертолетной площадке, после торжественного построения, командир, который отдал этому кораблю 17 лет своей службы, рассказывает:

Борис Кулик, командир КИК «Маршал Крылов», капитан 2-го ранга:

— Сам корабль входил изначально в состав бригады кораблей измерительного комплекса. Такого класса было два корабля. Это «Маршал Крылов» наш непосредственно и «Маршал Неделин». И также был ряд кораблей, младших братьев, как мы их называем, это «Чажма», «Чумикан». И основное предназначение корабля – это испытания новых видов вооружений, военной техники, запуск космических аппаратов, отслеживание и вывод их на орбиту, ведение переговоров международной космической станции. Это основные задачи. И ряд задач, которые идут дополнительно – это поиск и слежение за подводными лодками, поиск, обнаружение, выдача целеуказаний по воздушным объектам, также отражение противодиверсионных сил на случай военного времени. На данный момент на корабле проводятся модернизационные работы, планируется поставить новейшие технические средства, новейшие комплексы.

Но самые яркие страницы жизни этого корабля, построенного на сложнейшем для страны рубеже между Советским Союзом и Российской Федерацией, были связаны с обитаемыми космическими станциями – «Мир» и  сейчас МКС. Всех, кто за эти 28 лет, был на орбите, на «Маршале Крылове» знают и в лицо, и по голосам.

Первая жизнь корабля начиналась в Ленинграде, и уже тогда этот корабль был настолько опережающим свое время, что только что защитившие дипломы и получившие погоны военно-морские инженеры учились заново.

Константин Горлов, председатель Дальневосточного отделения Союза ветеранов кораблей ТОГЭ:

– Изучали устройство этого корабля, по своим направлениям изучали новую технику, потому что корабль для нас был совершенно новый. Техникой он комплектовался, мы знакомились с проектно-конструкторской документацией, той, которую мы тогда прибывшие в составе нового экипажа 35 лейтенантов-выпускников, уже наши знания были устаревшими. Надо было осваивать ту же новую технику.

Музей корабля – средоточие раритетов и артефактов, живая история взаимодействия космоса и океана. В марте 2018 года ветераны Тихоокеанской океанографической экспедиции, таким было закодированное название этой боевой единицы советского военно-морского флота, отмечали столетие первого командира ТОГЭ контр-адмирала Юрия Ивановича Максюты, того, который в Тихом океане на кораблях своей экспедиции лично следил за полетом Гагарина.

Константин Горлов, председатель Дальневосточного отделения Союза ветеранов кораблей ТОГЭ:

– Подарок наших космонавтов. Чем примечателен, вот здесь в капсуле – земля с Байконура, опаленная еще с той стартовой площадки, где Гагарин был. Настоящая, да, земля. – 0:16.

Но были и грустные истории в жизни корабля. Он остался единственным из восьми кораблей, способных работать с космическими и межконтинентальными объектами. 7 других его однополчан по Тихоокеанской океанографической экспедиции были списаны и разделаны на металлолом. Та же участь ждала и «Маршала Крылова».

Константин Горлов, председатель Дальневосточного отделения Союза ветеранов кораблей ТОГЭ:

– Вот это был один из этапов, который еще раз продлил жизнь «Маршалу Крылову», а то уже казалось – каюк, всё. Загибаемся в доке в Чажме, лишаемся воды, электричества, матросов в пожарной части моем, сами ходим за водой на родники с бутылками.

Но в начале нулевых космическая программа России потребовала ресурсов, и вместо того, чтобы уничтожать старое и строить с нуля новое, был взят курс на глубокую модернизацию. И корабль снова начал работать на космос. Когда кораблю исполнялись юбилейные 25 лет, на международной космической станции находился экипаж, в составе которого была и уроженка приморского села Воздвиженка. И Елена Серова, и ее товарищи по экспедиции в день рождения корабля нашли 3 минуты, чтобы поздравить корабль с днем рождения и вспомнить его уникальную роль в освоении космоса.

Александр Самокутяев, бортинженер 42-й экспедиции МКС:

– Вы прошли тысячи миль, выполняя уникальные задачи в сложных условиях суровых штормов, тропической жары, многокилометровых ледяных полей, и заслуженно стали гордостью не только российского, но и мирового флота.

Антон Шкаплеров, бортинженер 42-й экспедиции МКС:

– Мы помним о вашем непосредственном участии в проекте Россия-Америка-500, запуске космического аппарата с приводнением у западного побережья Америки. Тогда, при жестоком шторме, вы показали всему миру возможности нашей техники и высочайший профессионализм экипажа. Многие годы ваш корабль был единственным, обеспечивающим запуски наших космических аппаратов над Тихим океаном. И мы знаем, что сейчас вы усиленно готовитесь к обеспечению пусков с нового российского космодрома «Восточный».

Елена Серова, бортинженер 42-й экспедиции МКС:

— От имени российской части экипажа международной космической станции желаем вам и вашим близким крепкого здоровья, успехов на благо нашей великой Родины и скорого возвращения домой, в родную базу. Верим в вашу поддержку с океана! Семь футов под килем! Бортинженеры 42-й экспедиции на международную космическую станцию Александр Самокутяев, Антон Шкаплеров и Елена Серова.

А корабль измерительного комплекса «Маршал Крылов» еще только начинает свою третью жизнь, и она будет уже другой – с новыми возможностями и техникой, новым экипажем, но все так же глубоко чтимыми морскими традициями, которые берут свое начало от старшего лейтенанта Гагарина и контр-адмирала Максюты.

Категории: