Китайский курс: политика и экономика ХХI века

В Китае на минувшей неделе произошли события, которые внешне касаются исключительно политических дел, но на самом деле в ближайшие годы могут существенно изменить конфигурацию торговли и мореплавания в азиатско-тихоокеанском регионе. И самым непосредственным образом коснуться морской экономики Приморья – портовой и железнодорожной логистики, доставки и отправки грузов морем и даже изменить традиционные морские маршруты. Напомним, в политической сфере произошло вот что: на сессии Всекитайского собрания народных представителей Си Цзиньпин вновь избран председателем КНР, и кроме того, сессия ВСНП внесла изменения в конституцию, которыми сняла ограничения пребывания в должности главы государства двумя сроками.

В России внимательно смотрят за тем, что происходит у большого восточного соседа.

Но, помимо дел политических, сессия ВСНП закладывает и экономический курс страны. И вот в морской тематике здесь происходит много нового. И вот о чем нам показалось интересным рассказать в рамках информационного обмена Общественного телевидения Приморья с Китайской глобальной телевизионной сетью.

Порты свободной торговли могут совсем скоро появиться в Китае. Разработкой портовой инфраструктуры нового типа уже занимаются администрации десятка регионов и Министерство коммерции страны. О форсировании изучения этого вопроса в своем докладе говорил и премьер Госсовета КНР Ли Кэцян, выступая на сессии ВСНП. Однако реализация этой идеи пока сталкивается с множеством препятствий.

Порты свободной торговли — это прибрежные зоны с упрощенным оборотом грузов и капитала. При этом юридически территория выходит за таможенные границы государства, в котором расположена. Здесь компании могут хранить, сортировать и выставлять на продажу свои товары. Возможность создания таких центров рассматривали администрации Шанхая, Гуанчжоу, Ляонина и Шаньдуна, но все оказалось не так просто. По мнению экспертов, чтобы предоставить такие гибкие условия, Китаю нужно еще многое сделать. А учиться можно у подобных портов в Сингапуре и Сянгане.

Но освобождение от таможенных процедур — это только один из пока не решенных вопросов. По мнению старшего аналитика компании Zheshang Securities — Хань Цзюня, в таких портах нужно ослаблять и финансовые ограничения.

Изменить, по словам экспертов, предстоит многое, но первые шаги уже сделаны. В прошлом году председатель КНР Си Цзиньпин призвал предоставить местным органам власти больше полномочий для открытия свободных портов. Продолжает изучать вопрос и Министерство коммерции. Материковая часть Китая уже совсем скоро может составить конкуренцию другим крупным судоходным центрам. Причем, не только в Китае, но и по всему региону, в том числе и портам в Приморье. Поэтому изучать дела восточного соседа участникам морской экономики края надо со всей тщательностью.

Категории: