Как наращивание грузооборота на Севморпути скажется на развитии Приморья

Международный форум «Арктика – территория диалога» проводился в первую неделю апреля в России в 5-й раз, но впервые в Санкт-Петербурге, до этого площадкой для этого форума был Архангельск. Арктический форум стал важным политическим событием с высоким уровнем представительства: в форуме приняли участие президенты России, Финляндии, Исландии, премьер-министры Норвегии и Швеции, министры иностранных дел Дании и Норвегии. Об успехах и нюансах внешней политики Российской Федерации в арктическом и субарктическом регионах уже было много сказано. Поэтому остановимся на значении, которое несет развитие этого региона для Приморского края, который по географическим меркам вообще-то весьма далеко от нас, но, тем не менее, дыхание Арктики экономика Приморья уже стала ощущать, а в будущем будет ощущать все сильнее. В первую очередь, это эффекты от наращивания грузооборота на Северном морском пути.

Однако в том объеме в 80 миллионов тонн, о котором говорит президент, львиную долю составляют углевороды для западноевропейских рынков, что к Приморью, казалось бы, не имеет никакого отношения. Но на форуме прозвучали заявки и потребности в количестве судов арктического класса, которые могли бы обеспечить такой грузооборот. 

Судостроительному комплексу «Звезда» предстоит в ближайшее время перевести производство судовых корпусов из пока еще штучного в конвейерное.
Не секрет, что основной потребитель углеводородного сырья, за счет вывоза которого и планируется поддерживать планку в 80 млн тон годового грузооборота по Севморпути, находится в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Соответственно актуальной становится круглогодичная навигация по арктическим трассам именно в восточном направлении. А с этим пока есть проблема — восточные моря куда более суровы, чем западные, поэтому судоходство там происходит только в летне-осенний период. Без мощного ледокольного флота не обойтись. Планируемое строительство атомного ледокола «Лидер» на «Звезде» — задача не столь спешная, как может показаться из новостных лент. Но заявляются и потребности в 4 судах гидрографического и лоцмейстерского назначения, которые после ввода в эксплуатацию будут решать задачи по промерам шельфовых глубин Ледовитого океана, по доставке лоцманов, по расстановке навигационного оборудования.

Между тем, не только судостроители Приморья получат дивиденды от развития промышленности и судоходства в Арктике. Рыбопромысловые компании, пока еще единичными рейсами, но уже не первый год, начиная с 2015-го, доставляют свою продукцию в европейскую часть страны не железной дорогой, а Северным морским путем. И даже при учете того, что ледокольная проводка – удовольствие недешевое, эти рейсы были прибыльными. 

Приморские морские фермеры наращивают экспорт аквакультуры на азиатские рынки. За последний год край увеличил производство трепанга, гребешка и мидии более чем на треть. А скоро на морских огородах придет пора сбора и нового урожая. 
В этих, с виду, неказистых бассейнах начинается путь дальневосточной голотурии к потребителям. В основном в Китай. Тысячи мальков деликатесного, не вскормленного привнесенными кормами, и от этого столь дорогого трепанга, содержат в чистой, подогретой до нужной температуры, обогащенной кислородом воде. Совсем скоро мальки достаточно окрепнут, и тогда их выпустят в море. Ну а пока детенышам «морских огурцов» требуются тщательный уход и забота. 

Дальневосточный трепанг, выращенный в естественных условиях на дне Японского моря у берегов Приморского края, ценится во всем мире. Тонна морского огурца обходится покупателям в тысячи долларов. Причина такой стоимости и популярности деликатеса — его натуральность, экологичность и полезность. 

Морской огурец в Приморье сушат, экспортируют в живом виде, замораживают. Но самый ходовой товар — это трепанг на меду — тщательно вымытые тушки сначала разрезают, потом перемалывают и смешивают с таежным медом. 

После того, как трепанг настоится, его фасуют и отправляют на экспорт. На такую продукцию, говорят производители аквакультуры в Приморье, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона постоянный, стабильный спрос. Причем главными покупателями выступают китайские компании. 

В 2018-м Приморские морские фермеры увеличили объемы производства аквакультуры на 38%. Конечно, посчитан не только трепанг — учли и гребешок приморский, и тихоокеанских мидию, и устрицу, но динамика роста более чем внушительная. 

Два первых месяца 2019-го года показали, что темпы экспорта трепанга сохраняются. За это время Приморье поставило в Китай больше 2 тонн деликатесной голотурии.
У морской экономики Приморского края перспективы очевидные, поэтому и ей, и всем зрителям программы «Морское собрание» желаем традиционное – семь футов под килем. 

Категории: