«Зараженный» рубль. Кто оплатит лечение российской экономики

Недельные выходные, кредитные каникулы, налог на проценты по вкладам, соцподдержка населения — анонсированные президентом Владимиром Путиным антивирусные меры, направленные на поддержку экономики в разгар пандемии могут привести к ослаблению рубля, сообщает otvprim.ru.


Новая экономическая реальность — это неизбежная нагрузка на банковский сектор, отмечают эксперты. Собственный капитал банков не позволит в полном объёме выполнить антивирусные меры правительства. Банки, ровно как и бюджет страны, придётся поддерживать вливанием ликвидности —  проще говоря, включать «печатный станок». 


Осложняет положение фактическое внедрение дополнительного налога — на проценты по вкладам. Заявлено, что эта мера должна помочь экономике в трудные времена, но пока российские банки столкнулись с ростом заявлений клиентов о закрытии вкладов и выдаче наличных денег со счетов. 
Об этом говорится в письме Ассоциации банков России (АБР) председателю ЦБ Эльвире Набиуллиной. Поведение клиентов вызвано заявлением президента Владимира Путина о необходимости взимать налог с процентных доходов по вкладам на сумму от 1 млн рублей, говорится в обращении. Как пишет РБК, банкиры считают, что клиенты просто не поняли суть нововведений.


По данным Агенства по страхования вкладов на 1 июля 2019 года, доля вкладов от 1 до 1,4 млн рублей составляет 12,3%. В зону налогообложения  подпадает 54,8% от всех вкладов в указанный период, подсчитал экономист Яков Миркин: «По грубой оценке, новый налог затронет примерно 4 млн человек, с учетом семей — 10 млн человек.  Это и есть средний (и кусочек состоятельного) класс России. Иметь в ликвидности 15 — 25 тыс. долларов (в рублях или валюте), у кого-то — больше». По оценке эксперта, без вложений в ценные бумаги, сумма вкладов «под налогом», за вычетом первого миллиона — 12 000 млрд руб. 


«Если вся эта эпопея продлится 3 — 4 месяца, то мы начнем сползать к мобилизационной экономике, где будет гораздо больше государства, и будут выше шансы на денежные ограничения: в валюте, в операциях с наличностью, в счете капитала, в распоряжении своими деньгами. Эти идеи давно бродят, и то, что не случилось в прошлые кризисы, может произойти в этом», — прогнозирует Яков Миркин. 


С начала марта потребительские цены выросли на 0,53% — это трехкратное ускорение инфляции. По оперативной оценке Росстата, за неделю с 17 по 23 марта на уровне потребителей товары дорожали вдвое быстрее, аналогичного периода прошлого года. Участники рынка и эксперты прогнозируют дальнейшее подорожание: электроники и бытовой техники — на 15-20%, а автомобилей — на 5-10%.
«Российское общество, каким оно начнет складываться после нескольких месяцев таких тревог, может быть — в условиях всё большего дефицита ресурсов — гораздо более централизованным, административным, огосударствленным, чем раньше. В гораздо большей мере похожим на мобилизационную экономику. Еще менее демократичным. И часто склонным решать свои проблемы за счет тех кругов населения, которые состоялись, состоятельны в той или иной мере.  В чем здесь риски? Налоги и различного рода изъятия и ограничения, связанные с семейным имуществом и деньгами среднего и состоятельного класса. У этого — огромная практика в мире», — замечает доктор экономических наук Яков Миркин.

Андрей Горюнов

Источник изображения: otvprim.ru

Категории: