Каким бы путем вас ни привела бы дорога во Владивосток, первая морская гладь, что раскинется перед вами, будет Амурским заливом. Это потом уже за островами и бухтами начнется большой Залив Петра Великого, а за ним Японское море, а потом уже и Тихий океан. Но всех людей, что приходили, приезжали или прилетали во Владивосток, первым морским видом всегда был, остается и будет Амурский залив.
ПЕРЕПЛЫТЬ АМУРСКИЙ ЗАЛИВ
Полуостров Песчаный, что открывается в ясную погоду совсем уж недалеким берегом, от исторического центра Владивостока находится по прямой в 12-ти километрах.
И всегда находились головы, в которых вдруг зарождался вопрос: а смогу ли я преодолеть море.
Дмитрий Анашкин, руководитель Федерации подводного спорта Приморского края:
– Есть такая легенда, что когда-то русский купец поспорил с китайцем, что просто переплывет. И они вдвоем поплыли, поспорили, кто из них доплывет. История гласит, что китаец не доплыл. И в советское время были такие относительно регулярные переплывы. Несколько лет подряд команда МГУ плавала. И в частном порядке, те пловцы, что к нам приходят, они рассказывают, что плавали на Песчаный, именно по этому маршруту, потому что дистанция между берегами самая короткая. Люди это делали и раньше, но мы об этом не знали, сейчас это просто приобрело массовость, стало популярным. Люди идут, им нравится, и с каждым годом их становится все больше и больше.
Надо сказать, что подобных массовых морских марафонов нет ни в одном городе России, даже тех, что зовут себя морскими столицами или где курортные места. Ни на Балтике, ни на Черном море. А вот Амурский залив почему-то зовет к преодолению морской стихии.
Зарождалось, как всегда, это уникальное действо группой энтузиастов на мотиве спора: а кто сильнее и быстрее? Спорили любители подводной охоты и профессионалы флотского спецназа. Тихоокеанский флот, как ни странно, идею спорщиков поддержал и даже включил ее в план боевой подготовки. На предыдущих заплывах спеназовские группы выделялись сразу. Но постепенно в идею преодоления себя и моря втянулись и спортсмены-пловцы, и неформальные спортивные группы, появились люди, которые к марафону готовятся специально, но военно-морская нотка в этой массовости звучит по-прежнему.
Сергей Васильев, начальник физподготовки Приморского объединения ТОФ:
– Наряду со всеми остальными людьми, которые готовятся к этому марафону целенаправленно, мы готовимся ко всем, и ко всему всегда. Поэтому наши специалисты, занимающиеся в своей повседневной деятельности на воде, под водой, они готовы в этом марафоне выступить на ведущих ролях. Я надеюсь, сегодня будет достойная конкуренция среди наших военнослужащих и спортсменов.
Николай Лутошкин уже был победителем марафона, но он не профессиональный пловец, по профессии он геолог, да и работает сейчас не в Приморье. Для него этот марафон – одно из важнейших событий года.
Николай Лутошкин, пловец:
– Работаю геологом в Оймяконском районе, Якутия. Оймяконский район – это полюс холода, суровые природные условия. Но, тем не менее, генеральный директор меня отпустил в командировку, и, поскольку я за здоровый образ жизни, решил уже не в первый раз принять участие в этом прекрасном мероприятии.
Больше сотни желающих переплыть Амурский залив собрались на водной станции ЦСКА. Пенсионеры и студенты, военно-морские офицеры в высших званиях и автомеханики, ребята и девчата, даже два гражданина США, сотрудники генконсульства во Владивостоке. И, если говорить начистоту, спортивные результаты для большинства из них не имели никакого значения. Только один вопрос, причем самому себе: могу ли я совладать с морем?
ОТ СТАРТА ДО СЕРЕДИНЫ И НА ФИНИШЕ
Теплоход «Лотос» совершает рейс в один конец, на Песчаный. Здесь все, кто собрался проплыть 12 километров.
Владимир Ощенко, ведущий:
— 102 участника выходят на эту дистанции в 12 километров для того, чтобы переплыть Амурский залив. Несмотря на то, что сегодня штиль и очень хорошая погода, тем не менее, доплывут не все – это серьезное испытание. Я вот точно не доплыву, но испытать самого себя – интересно.
Вопросам безопасности – особое внимание. Катера государственной инспекции по морским судам стоят на трассе, маломерные скоростные катера пришли, чтобы в любой момент придти на помощь пловцам. Вода еще холодная, гидрокостюм – замечательное изобретение, но когда находишься в воде 5-6 часов, даже он становится чужеродным. Поэтому мало ли что – судорога, потеря ориентации, паника. Катер всегда должен быть рядом.
Виктор и Валентина Миловы на таком марафоне в группе обеспечивающих катеров впервые, но сразу разобрались в задачах.
Еще одна проблема для плывущих – жажда посреди водной пустыни. Можно и немного калорий заполучить: вместо обеда предлагается сгущенка. Но те, кто плывет на результат, отказываются.
Переплыть Амурский залив – совсем не значит пересечь его из пункта А в пункт Б. Есть три фактора, с которыми невозможно бороться тактически и стратегически, т.е. придумывая некий план заранее продуманных действий, как это делают, к примеру, марафонцы-бегуны. Эти три фактора – направление ветра, комбинации течений и волновая активность. Никто из тех, кто доберется до финиша, не проплывет 12 километров, все они проплывут гораздо больше. Тех, кого сносило течениями уж совсем в сторону от трассы, на километр, а то два, вспомогательные катера вынимали из воды. Или наоборот, удачно пойманное течение увеличивает скорость, но, когда ты в воде и гребешь, ты понятия об этом не имеешь.
Владимир Ощенко, ведущий:
– Это половина дистанции. Я точно выбился из сил. Вообще могу вам сказать, что это абсолютно первобытное чувство. Когда на глади воды берегов не видно, течение несет тебя неизвестно куда. Это героический вообще поступок – переплыть Амурский залив. Ну всё – держите мои ласты.
Забегая немного вперед, скажем, что победитель в этом массовом заплыве, преподаватель физкультуры в Дальневосточном федеральном университете и мастер спорта международного класса по плаванию, безусловно, подготовленный человек. Но и для него море задавало ребусы.
Павел Комаров, преподаватель ДВФУ:
– Конечно, плутал. Плыл зигзагом. Было видно мост, больше не было видно. Буйки, которые каждые 300 метров стоят, было не видно. Низко, наверное, над водой. Ничего не видел. И никого не видел. Плыл и не знал, где я плыву. Один раз люди сказали, что я в сторону уплыл, потом еще пару раз. Вода-сгущенка потребовались? – А не было никого. – А жажда мучила? Ну сейчас да, хочется попить.
ПРЕОДОЛЕТЬ АМУРСКИЙ ЗАЛИВ
Но плыли в этом марафоне и такие люди, которые просто одним самим решением войти в воду добились победы. То, что вы сейчас видите, на грани фантастики: два оранжевых буя на воде показывают… одного участника заплыва. Впереди Андрей, он инвалид, ноги его не слушаются, по земле он передвигается на коляске, в воде он гребет руками, а ластами за него работает его тренер Татьяна.
Мы поговорили с этими удивительными людьми еще до старта.
Татьяна Морозова, тренер-реабилитолог Приморского отделения Всероссийского общества инвалидов:
– Команда состоит из параолимпийцев: это люди с нарушением опорно-двигательного аппарата. В этом году команда выставилась в количестве 5 человек. Ежедневно 3 раза в неделю, понедельник, среда, пятница проводятся тренировки в бассейне «Олимпиец». И вторник, четверг, суббота, иногда воскресенье мы выезжаем на открытые водоемы и плаваем круглый год. О характере моих подопечных? Они, самое главное, слышат, стремятся, хотят жить и возрождаются с каждым днем. Для них это очень важно, они чувствуют поддержку друг друга. У нас сегодня буквально у одного получилась проблема, тут же звонок, все сразу собрались, разрешили, сделали, и командой идем дальше.
Это мы, здоровые, но ленивые, слово «преодоление» произносим с пафосом, а у этих людей оно звучит так буднично, что даже стыдно становится.
Андрей Токарев, пловец:
– Все мы как-то живем, ставим цели, пытаемся их преодолевать. В этом, как мне кажется, и смысл жизни. Вот второй год пытаемся проплыть Амурский залив. В прошлом году не получилось, на 9-ти километрах мы остановились.
-Может быть, грубый вопрос: а какие у вас проблемы со здоровьем, почему на коляске приходится передвигаться?
– У меня проблемы со спиной, с позвоночником.
– Авария или еще что-то?
– У меня всё намного сложнее, у меня какое-то редкое заболевание. Местные врачи мне сказали, что таблетки от моей болезни нет.
— Вы себе выбрали таблетку в виде марафона?
– Нет, я выбрал себе таблетку в виде движения, и, в частности, в виде плавания. Вы знаете: бодрит, тонизирует.
Андрей с Татьяной не добрались до финишного слипа. Об этом мы узнали уже на следующий день от судей марафона, которые сказали, что из всех участников не доплыли 22. С ними ничего не случилось, у них все замечательно, их, как и ведущего этой программы, подобрал катер. Но вот в статистику не доплывших Татьяну с Андреем мне включать почему-то не хочется. Потому что не в этот раз, так в следующий – они преодолеют. Это такая высокая цель для любого человека: погрузиться в море, что познать и преодолеть себя.