Из трубки — пугающие фразы: как мошенники обманывают в период пандемии

Фаина Сергеевна в свои 82 года на звонки от неизвестных отвечает насторожено — не зря поработала в полиции. Однажды позвонили про переплату за услуги связи, — мол, нужны данные карты, чтобы сделать перерасчет.

Фаина Сергеевна: «Я говорю у меня карточки нет, а сберкнижку я вам не дам. Потом через недели 2 повторяется этот звонок. Я, как только взяла трубку, говорю: я сейчас записываю твой номер, еще даже где-то есть — записан, и позвоню в милицию».

Почтенных граждан за 60 мошенники обрабатывают активно. Пожилые люди добродушны и хотят помогать, поэтому в лапы аферистов попадают легко. А те — пойдут на всё, чтобы вызвать доверие: поддержат тему разговора, похвалят. Профессионально работают с проблемами и нуждами, сообщает Общественное телевидение Приморья.

Рита Гимаева, психолог: ««Вы нуждаетесь, например, в улучшении этих услуг, человек естественно говорит да. Вы нуждаетесь вот в этом-то, опять очевидный ответ — да. Вы говорите 3 раза «да» и с точки зрения нейролингвистического программирования вы уже в следующий раз бессознательно, совершенно подготовлены сказать да»».

В период пандемии обманывать людей стали соответственно. Аферисты представляются сотрудниками поликлиники, продают тесты на коронавирус и даже пытаются проникнуть в квартиру под видом волонтёров. А также играют на страхе людей потерять сбережения. С начала года обманутых от лица банков более 600, в 4 раза больше чем прошлой весной.

Елена Кугук, старший следователь Следственного управления Управления МВД России по Приморскому краю: «В настоящее время на территории Приморского края действительно наблюдается рост регистрации преступлений связанных именно с мошенничеством и хищением денежных средств банковских карт».

Звонки поступают как с незнакомых, так и с привычных банковских номеров. Из трубки — пугающие фразы «ваша карта заблокирована», «с вашей карты пытаются снять денежные средства». Могут и наоборот пообещать отсрочку по кредиту, выплату компенсаций и пособий.

Николай Рыбаков, руководитель Аппарата Дальневосточного ГУ Банка России: «При звонке, казалось бы, специалист организаций уже может знать номер вашей банковской карты, ваше имя и фамилию. Необходимо помнить, что эти данные можно найти в открытых источниках, если базы когда-либо были утеряны. Поэтому также, несмотря на то, что вам кажется, что это звонок от организации, вам необходимо насторожиться и перепроверить действительно ли вам звонили».

Все действия мошенников ведут к тому, чтобы человек в итоге сообщил данные своей банковской карты, пароль из СМС либо самостоятельно перевел деньги на незнакомый счет.

Виктор Герасименко, директор департамента экономической безопасности банка: «Сотрудник банка никогда персональные данные клиента по телефону не спрашивает. Их никогда никому ни в коем случае нельзя третьим лицам рассказывать».

В Приморье люди как люди — доверчивые. На этом фоне выделяется Владивосток – здесь мошенникам действовать сложнее. А значит, есть способ борьбы с телефонным аферистами. Это – профилактика.

Александр Ивашкин, председатель лиги финансовых институтов. Член общественного совета УВД Приморского края: «Если сравнивать Владивосток со всей Россией. В 2015 году он был отмечен финансовым университетом при правительстве России как самый финансово грамотный город и поэтому людей во Владивостоке очень трудно обвести мошенникам, но такие случаи есть».

Скачать видео

Яна Романюк, Виктория Абакумова