Вернуть деньги за дешевый авиабилет не получится

Авиакомпании позволят клиентам покупать билеты на авиарейс по возвратному или невозвратному тарифу. В первом случае билет на борт можно будет вернуть до полета и получить обратно потраченные средства с удержанием комиссии. Во втором – вернуть билет не получится, зато стоить он будет гораздо дешевле.

Владивосток, 11 марта — ОТВ. На рассмотрении в Госдуме находится предложенный правительством законопроект о внесении изменений в Воздушный кодекс РФ. Нормативный акт предлагает создать два вида тарифов для покупки авиабилетов у российских авиакомпаний – возвратный и невозвратный. Право выбирать тариф при приобретении авиабилета останется за покупателями.

Применение невозвратных тарифов позволяет иностранным авиакомпаниям продавать места на самые востребованные даты и направления по сниженным ценам, указывается в пояснительной записке к законопроекту. Пассажиры, для которых цена авиабилета является определяющим фактором, имеют возможность забронировать место заранее по сниженной цене. При этом нивелируется риск того, что пассажир откажется от перевозки и авиакомпания понесет убытки.

По статистическим данным авиакомпаний «Аэрофлот-российские авиалинии», «Авиакомпания «Трансаэро», ГТК «России», «Сибирь», «ЮТэйр», выполняющих 70% пассажирских  перевозок, сумма возвратов составляет в среднем 8% от общей выручки. Учитывая, что суммарная выручка от продажи услуг по воздушной перевозке пассажиров регулярными рейсами по отрасли за 2010 год составила 284,1 млрд руб., 8% – это 22,7  млрд руб. Таким образом, пассажиры, совершившие запланированный полет, «переплатили» за год более 22 млрд.

Соответственно, введение новых тарифов может улучшить условия для 92% пассажиров, обещают разработчики проекта.

– Львиная доля возвращенных билетов приходится на последний день перед полетом, – уточнил директор департамента общественных связей авиакомпании «Аэрофлот» Андрей Согрин. – Таким образом, компания, не успевая их реализовать,  несет убытки.

По мнению Согрина, невозвратные тарифы помогут сделать авиабилеты на 15-20% дешевле их первоначальной стоимости и значительно сократят финансовые риски авиакомпаний.

– Невозвратные тарифы практикуются во всем мире, нет их только в Российской Федерации, – говорит директор. – И даже у нас в стране зарубежные авиакомпании предлагают покупку билетов по невозвратным тарифам, имея тем самым конкурентное преимущество перед российскими перевозчиками.

Коснется ли система невозвратных тарифов билетов «туда-обратно» или будет распространяться только на билеты в один конец, пока неясно. В первом случае в билеты, как правило, уже заложена скидка, отметил Согрин.

– В последний момент перед вылетом дешевых билетов по востребованным направлениям не будет, – уверен руководитель аналитического отдела агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. – Как показывает международная практика, авиакомпании выделяют некоторую квоту – примерно 5% они могут распродать на выгодных условиях, остальное – по тарифу, обеспечивающему окупаемость рейса.  

– Очевидная задача любой авиакомпании – зарабатывать деньги, – подчеркивает руководитель. Чем привлекательнее для клиента услуга, тем дороже ее можно продать. Именно этим авиакомпании и пользуются: продают билеты дороже, если они востребованы клиентом, ценны для покупателя. Напротив, когда билеты менее ценны, то они дешевле. Ярким примером является сезон отпусков, когда масса людей стремится на юг, к теплым морям. В этот период авиакомпании повышают цены. Они внимательно отслеживают, сколько билетов продается ежедневно на каждый рейс, анализируют, каковы были продажи на определенный рейс год или два назад. И если отмечают, по прогнозам, высокий спрос на билеты, то самые дешевые классы бронирования из продажи, естественно, изымаются.

– Соответственно, невозвратные тарифы будут появляться в том случае, когда авиакомпания не сможет продать билеты дорого. Неважно, в одном направлении билет или «туда-обратно», – говорит Олег Пантелеев. – Что касается предпочтений пассажиров, то для кого-то это будет экономия «до первого раза»: потеряв деньги, такой клиент не захочет рисковать в следующий раз. А кто-то в момент распродажи будет покупать билеты в Европу на каждые выходные. Удастся поехать – хорошо, а не сложится – не велика потеря.

Между тем, спрос на премиальные услуги не эластичен, замечает аналитик. Авиакомпания, вместо того чтобы привлечь нового пассажира, скорее просто продаст услугу своему клиенту дешевле, чем тот готов заплатить. В любом случае возвратные и невозвратные тарифы – палка о двух концах.

– Например, ты сегодня купил билет к бабушке, а завтра бабушка решила сделать тебе сюрприз и прилетела сама – деньги тебе никто не вернет, – заявляет заместитель директора по организации летной работы компании «Гранат» Александр Хлус. – Или, наоборот, ты купил билет, но от рейса отказался. При этом компания потратила на тебя время и средства, а в итоге – пустое место в самолете.

По мнению эксперта, будут ли пользоваться невозвратные тарифы спросом, сказать сложно. Зато новая для россиян возможность заставит тщательнее планировать свой отпуск.

– Пройдет пара лет, и, я уверен, невозвратные билеты перестанут вызывать ажиотаж у пассажиров, – поделился с «Приморской газетой» Александр Хлус. – Так или иначе перед полетом каждый из покупателей подойдет к планированию своего путешествия с дополнительной ответственностью. А это, несомненно, сыграет на руку обеим сторонам.

Источник: Приморская газета

Категории: