Павильоны и ларьки вернутся на улицы городов

Министерство промышленности и торговли обяжет властей взаимодействовать с предпринимателями по принципу «меняется место – сохраняется бизнес». 

Теперь если для муниципальных нужд понадобится участок, где находится киоск или павильон, владельцу будут обязаны предоставить альтернативный вариант размещения бизнеса. Эксперты называют данное решение особенно актуальным для приморской столицы.

Владивосток, 18 марта — ОТВ. Минпромторг готовит поправки в федеральное законодательство, связанные с деятельностью нестационарных торговых объектов. Пока изменения в нормативную базу формируются, ведомство разослало информационное письмо во все органы исполнительной власти субъектов РФ. Документ содержит подходы, руководствоваться которыми властям городских округов и муниципальных районов следует уже сегодня при решении проблем, возникающих в сфере установки и размещения предприятий мелкорозничной торговли. Так, Минпромторг не допускает сокращения объектов нестационарной торговли при изменении схем размещения. А при необходимости освободить участок, где находится магазин, для государственных или муниципальных нужд, обязывает предоставлять альтернативное место размещения, то есть действовать по принципу «меняется место – сохраняется бизнес».

Появление документа вызвано многочисленными обращениями предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере нестационарной торговли.

«Со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления возникают случаи злоупотребления, которые ущемляют права торговцев и препятствуют развитию малого и среднего бизнеса. В частности, имеют место случаи произвольного пересмотра схем размещения нестационарных торговых объектов», – отмечается в письме Минпромторга.

Это, по словам специалистов ведомства, противоречит смыслу закона «О торговле», согласно которому схема размещения – инструмент систематизации объектов. Она  формируется, исходя из долгосрочных планов развития территорий и создания комфортной среды для граждан, и не должна являться «средством для административного сокращения количества торговых объектов и ограничения предпринимательской активности».

По словам представителей приморского бизнес-сообщества, предлагаемые Минпромторгом поправки особенно актуальны для Владивостока.

– Во время подготовки к саммиту АТЭС предпринимателей массово заставляли сворачивать бизнес в виде небольших павильонов, киосков, ларьков, – подчеркивает  председатель Приморского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Игорь Савинов. – При этом никакой альтернативы им предоставлено не было. Я лично знаю случаи, когда владельцам удавалось сохранить бизнес путем его перемещения.

В плане города необходимо предусматривать отдельные территории под торговые точки, утверждает эксперт. При этом такие зоны не должны напоминать гетто и располагаться на востребованных, проходимых маршрутах. 

– В свете преобразования Владивостока в современный туристический центр, было бы замечательно протянуть, например, цепь объектов нестационарной торговли по набережной города, – говорит спикер. – Почему бы не предложить туристам отведать наших приморских деликатесов в столь посещаемом месте? Я видел подобное на набережной Сеула – череду типовых магазинчиков. Это просто, красиво и очень удобно.

Необходимо искать взаимовыгодное решение, а не уничтожать бизнес, уверен Савинов, от этого и город, и его жители только выиграют.

– Во-первых, деятельность предпринимателей станет более упорядоченной, и осуществлять ее проверки будет легче, – перечисляет специалист. – Во-вторых, речь идет о предприятиях, платящих налоги и, как следствие, пополняющих бюджет города. В-третьих, ларьки и киоски несут важную социальную функцию. Они предоставляют услуги и товары повседневной необходимости в шаговой доступности для жителей города.

Во Владивостоке уже ведется разработка схем для размещения объектов нестационарной торговли, подчеркивает бизнес-омбудсмен Приморского края Марина Шемилина. По ее словам, «времянки» – отличный вариант для новых районов, активно строящихся коттеджных поселков и территорий с устоявшейся инфраструктурой, где втиснуть еще одно капитальное здание порой довольно непросто.

– Не секрет, что у нас есть районы,  лишенные всякой инфраструктуры,  – отмечает собеседница газеты. – Яркий пример – Снеговая падь. Если там и выделены участки под торговые объекты, то ждать, пока их построят, жителям придется очень долго. 

Кроме того, ларьки и киоски могут стать подспорьем для приморских пищевых производств.

– Лучше купить молоко или мясо во «времянке» у знакомого производителя, соблюдающего нормы и стандарты, чем из подъехавшей машины, где товар сомнительного качества, и все потому, что рядом нет ни одной торговой точки, – добавляет Марина Шемилина.

По словам бизнес-омбудсмена, в последнее время по всей стране было уничтожено большое количество киосков и павильонов.

– Я считаю, что, если государству понадобился земельный участок, на котором расположена торговая точка, оно обязано предоставить ему альтернативный вариант размещения, – говорит бизнес-обмудсмен. – В этот бизнес вложены средства, на которые предприниматель кормит свою семью, с которых платит налоги и дает еще несколько рабочих мест. Размещение же новых торговых объектов обязательно должно быть законным и удовлетворять интересам всех затронутых этим размещением сторон. 

Источник: Приморская газета