Александр Ролик: «Задача рабочей группы по местному самоуправлению – понять, чего хочет население»

Вице-губернатор Приморья рассказал работе, которую предстоит проделать членам рабочей группы, созданной по поручению Владимира Миклушевского, для обсуждения реформы местного самоуправления.

Владивосток, 19 июня — ОТВ. В конце мая Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий регионам право выбора порядка формирования органов местного самоуправления муниципальных образований. На то, чтобы решить, какая именно модель местного самоуправления приемлема, глава государства дал регионам полгода.

6 июня глава региона Владимир Миклушевский подписал распоряжение о создании рабочей группы по реформе местного самоуправления. В нее вошли 27 человек: главы и председатели Дум муниципальных образований края, депутаты Законодательного собрания, представители органов исполнительной власти края и Управления Министерства юстиции. Возглавил группу вице-губернатор Александр Ролик.

— Александр Иванович, какие цели преследует реформа?

— Отправной точкой реформы местного самоуправления стало послание Президента РФ к Федеральному Собранию. Владимир Путин отметил основные проблемы системы местного самоуправления: несбалансированность ресурсов, неразбериха с полномочиями, коррупционные проявления. Президент особо отметил, что власть должна стать максимально близкой народу и устроена так, чтобы любой гражданин мог «дотянуться до неё рукой». И нам сейчас предстоит выбрать такой порядок формирования органов местного самоуправления, который бы отвечал этим требованиям. И позволил привлечь туда профессионально подготовленных и грамотных людей.

— Александр Иванович, в чем суть закона?

— Новый федеральный закон уточняет статус и полномочия органов муниципального самоуправления, порядок их формирования и взаимодействия с органами государственной власти регионов. Предложена специальная модель местного самоуправления для крупных городов с выраженным внутригородским территориальным делением. Уточняется перечень вопросов местного значения, учитывающий, прежде всего, организационные и финансовые возможности сельских поселений и потребности населения.

— Известно, что закон предусматривает возможность перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов РФ?

— Да, в законе прописана возможность законодательного перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов РФ. При этом перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного органа государственной власти субъекта РФ, и такие законы, в свою очередь, вступают в силу с начала очередного финансового года.

Стоит отметить, что изменится и порядок формирования органов местного самоуправления муниципальных образований. Предусмотрено, что на муниципальных выборах избираются депутаты представительного органа поселения и городского округа.  Представительный же орган муниципального района может формироваться по двум сценариям. Он может состоять из глав поселений, входящих в состав района, и из депутатов представительных органов поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава. Второй вариант предполагает муниципальные выборы. Право выбирать один из вариантов закреплено за субъектом РФ.

Право определения варианта избрания главы муниципального образования (на муниципальных выборах или представительным органом из своего состава) – так же за субъектом РФ. При этом в случае избрания на муниципальных выборах глава муниципального образования либо входит в состав представительного органа МО с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию. В случае избрания представительным органом исполняет полномочия его председателя. В то же время глава муниципального образования (кроме сельского поселения) не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа и полномочия главы администрации. 

— Изменения коснутся порядка формирования конкурсной комиссии при наделении полномочиями глав администраций муниципального образования?

— Федеральный закон вносит уточнения в порядок формирования конкурсной комиссии при наделении полномочиями главы администрации муниципального образования лица, назначаемого на должность по контракту (по сути, сити-менеджера). Теперь в муниципальном районе и городском округе половина комиссии назначается представительным органом муниципального образования, а половина – главой субъекта. В поселениях же половина комиссии назначается представительным органом поселения, а половина – главой местной администрации.

Как заявил Александр Ролик, суть закона – приблизить муниципальный уровень власти к населению и создать максимально широкие возможности для того, чтобы и муниципальная, и региональная власти эффективно решали вопросы жизнеобеспечения и развития вверенных им территорий. И сотрудничали без конфликтов, работали как одна команда в интересах населения, повышения качества его жизни.

— Александр Иванович, ближайшие планы рабочей группы?

— Сейчас у Приморского края, как и у других регионов, есть полгода на то, чтобы определиться с выбором подходящей модели организации местного самоуправления. Первое заседание рабочей группы состоится на этой неделе. Сейчас важно организовать диалог с муниципальным сообществом, услышать мнения, понять, чего ждет население от реформы. Тогда мы сможем наметить вектор будущей работы и выработать согласованные подходы, результатом которых будет закон об организации местного самоуправления в Приморском крае.

Категории: