Интервью с директором департамента земельных и имущественных отношений Приморского края Натальей Соколовой

NIK_4630.jpg 

– Наталья Сергеевна, в связи с изменениями в земельном законодательстве какие нормативно-правовые акты подготовлены департаментом? Какие приняты? Какие предстоит принять? На что повлияют указанные акты?

– В связи с внесенными изменениями в Земельный кодекс Российской Федерации, департаментом подготовлены и разрабатываются следующие нормативные правовые акты:

Вступили в силу:

– Закон Приморского края «О внесении изменений в Закон Приморского края «О регулировании земельных отношений в Приморском крае», которым перераспределены полномочия между Законодательным Собранием, Администрацией края и органами исполнительной власти региона;

– постановление Администрации Приморского края «Об утверждении порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Приморского края»;

– постановление Администрации Приморского края «О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Приморского края»

Разработаны и находятся на согласовании:

– проект краевого закона «О внесении изменений в Закон Приморского края «О регулировании земельных отношений в Приморском крае», которым устанавливаются критерии объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабных инвестиционных проектов, для реализации которых допускается на основании распоряжения Губернатора Приморского края предоставление юридическим лицам земельных участков по договору аренды без проведения торгов;

– проект закона Приморского края «О реализации отдельных полномочий органа исполнительной власти Приморского края или органами местного самоуправления Приморского края, уполномоченными на распоряжение земельными участками, находящиеся в государственной или муниципальной собственности»;

– проект закона Приморского края «О внесении изменений в Закон Приморского края от 27.09.2013 № 250-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Приморского края»;

– проект закона Приморского края «О внесении изменений в Закон Приморского края от 08.11.2011 № 837-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам имеющих трех и более детей, Приморского края»;

– проект постановления Администрации Приморского края «Об утверждении порядка и условий размещения объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов»;

– проект постановления Администрации Приморского края «О Порядке определения цены земельного участка, находящегося в собственности Приморского края, и земельных участков, государственная собственность  на которые не разграничена, на территории Приморского края, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов»;

– проект постановления Администрации Приморского края «Об утверждении Правил определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящихся в собственности Приморского края, и земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории Приморского края».

Принятие указанных нормативных правовых актов приводит законодательство Приморского края в соответствие с новыми положениями закона, а также позволит урегулировать на уровне субъекта вопросы, связанные с земельными отношениями, не охваченные Земельным кодексом РФ.

Например, это возможность принятия решения Губернатором Приморского края о предоставлении земельного участка без проведения торгов для особо значимых социальных инвестиционных проектов. Другим примером можно назвать установление единого порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Приморского края.

– Изменилась ли процедура оформления земельных участков под объектами недвижимости? Какие документы необходимо предоставить, как оформить заявление?

NIK_4628.jpg

– Процедура предоставления земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, регулируется статьей 39.20 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержден приказом Минэкономразвития от 12.01.2015 № 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов».

К ним относятся:

– кадастровый паспорт, в случае, если земельный участок сформирован;

– выписка и ЕГРП на участок и объект недвижимости, расположенный на нем;

–  выписка из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем;

– выписка из ЕГРИП об индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем;

– также с 01 марта текущего года – кадастровый паспорт на объект недвижимости.

При этом, если заявителем данные документы не представлены, уполномоченный орган запрашивают их самостоятельно.

Также представить самостоятельно заявителю необходимо:

– документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на здание, сооружение либо помещение, если право на такое здание, сооружение либо помещение не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

– документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним,

– сообщение об объектах недвижимости, расположенных на земельном участке;

– нотариальное согласие супруга на приобретение участка в собственность,

– документ, удостоверяющий личность (для граждан),

– документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя в случае, если с заявлением обращается представитель заявителя, в том числе для юридического лица.

Заявление оформляется в соответствии с п. 1 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ, если участок поставлен на кадастровый учет, и в соответствии с п. 1 ст. 39.15 Земельного кодекса, если участок необходимо образовать или границы его подлежат уточнению.

С перечнем необходимых документов и образцом заявления можно ознакомиться на официальном сайте Администрации Приморского края http://primorsky.ru в административном регламенте департамента земельных и имущественных отношений Приморского края по предоставлению государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в ведении или собственности Приморского края, без проведения торгов».

– Где можно ознакомиться с административными регламентами предоставления государственных услуг департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края?

Ознакомиться с Административными регламентами предоставления государственных услуг можно на официальном сайте Администрации Приморского края (http://www.primorsky.ru, вкладка «Органы власти»/«Департаменты»/«Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края»/«Документы и нормативно-правовые акты»/«Административные регламенты».

Также, с Административными регламентами заявителям можно ознакомиться в многофункциональных центрах Приморского края.

– Возможно ли в настоящее время изготовление схемы расположения земельного участка с использованием портала Росрееестра? Если нет, то, каким образом готовить схему?

– По информации, представленной Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), в настоящее время Росреестром проводятся мероприятия по разработке XML-схем, необходимых для формирования схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа и ее последующего размещения на публичной кадастровой карте.

После проведения такой работы появится возможность подготовки схемы расположения с использованием портала Росреестра.

В соответствии с пунктом 9 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ в случае, если подготовку схемы расположения обеспечивает гражданин, подготовка данной схемы может осуществляться на бумажном носителе. При этом схема должна формироваться в соответствии с формой схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762.

– В каких случаях принимается решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка?

– Предварительное согласование предоставления земельного участка осуществляется в случае предоставления земельного участка без проведения торгов и если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Например, в случае предоставления земельного участка под объектами недвижимости или для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и так далее, в случае поступления одного заявления в отношении земельного участка.

– Поменялся ли и в какую сторону, размер арендной платы в связи с изменениями в земельное законодательство?

– Как следует из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда, регулирование арендной платы за земельные участки осуществляется в нормативном порядке. Принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков, заключенных после введения в действие Земельного кодекса РФ, независимо от воли сторон договоров и без внесения в их текст подобных изменений.

В настоящее время производится перерасчет арендной платы в соответствии с постановлением Администрации Приморского края 11.03.2015 № 75 «О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Приморского края».

Значительные изменения по уменьшению арендной платы произошли по земельным участкам, на которых отсутствуют здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

– Если органом местного самоуправления выдан акт выбора земельного участка, но решение о его предварительном согласовании не принято до 1 марта 2015 года, имеется ли возможность дальнейшего оформления земельного участка для строительства по процедуре, действовавшей до 1 марта?

– Возможности нет. С 1 марта 2015 года вступили в силу изменения, внесенные в Земельный кодекс Российской Федерации Федеральным законом  от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствие с Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ статьи 28-34 Земельного кодекса Российской Федерации  признаны утратившими силу.

Действующим законодательством исключена возможность предоставления земельного участка в порядке предварительного согласования места размещения объекта строительства, когда процедура предоставления земельного участка начинается с его выбора и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

В соответствии со ст.34 Федерального закона № 171-ФЗ, до 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.

Следовательно, после 1 марта 2015 года уполномоченный орган не вправе принимать решение о предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке.

– Возможно ли получение земельного участка без торгов для ведения личного подсобного хозяйства, организации крестьянского (фермерского) хозяйства?

– Предоставление земельного участка для осуществления личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта и крестьянского (фермерского) хозяйства, возможно без проведения торгов в случае, если после опубликования извещения о предстоящем предоставлении участка не поступит в орган, уполномоченный на распоряжение участков, второе заявление о намерении выкупить или взять в аренду предлагаемый участок.

Предоставление земельного участка для осуществления личного подсобного хозяйства за границами населенного пункта возможно без проведения торгов только в аренду

– Каким образом оформить земельный участок для коммерческих целей?

– В соответствии  с нормами действующего земельного законодательства по общим правилам предоставление земельных участков для коммерческих целей осуществляется на торгах в форме аукционов.

Информация о проведении аукционов по продаже земельных участков или прав на заключение договоров аренды на земельные участки размещается в периодическом издании «Приморская газета», на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации  о проведении торгов в сети «Интернет» www.torgi.gov.ru.

– Отличается ли в настоящее время процедура предоставления земельного участка для строительства от процедуры предоставления участка для целей не связанных со строительством?

– В настоящее время Земельный кодекс РФ не разделяет порядок предоставления участков для строительства и для целей не связанных со строительством. Процедура является одинаковой. Земельное законодательство построено на принципе – земля на торги.

– Куда обращаться за оформлением участка под многоквартирным домом в городе Владивостоке, если администрация города не сформировала участок до марта 2015 года?

– Обращаться необходимо в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, в соответствие с административным регламентом департамента «Организация формирования земельного участка, находящегося в ведении Приморского края, под многоквартирным домом для дальнейшей эксплуатации многоквартирного дома с приложением утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории с постановкой земельного участка на кадастровый учёт». С текстом регламента можно ознакомиться на официальном сайте Администрации Приморского края в разделе департамента или по ссылке: http://primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/property/newdocs.

К письменному заявлению прикладываются следующие документы:

– протокол общего собрания собственников помещений в доме о выборе уполномоченного лица и решении общего собрания всех собственников помещений в доме о формировании земельного участка под многоквартирным домом (включая собственников нежилых помещений) – при наличии;

– решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками «за», «против» или «воздержался», с подтверждениями волеизъявления лица при очном голосовании или копии решений собственников, принимавших участие в собрании при заочном голосовании – при наличии;

– копия документа, удостоверяющего личность заявителя;

– документ, подтверждающий полномочия представителя юридического или физического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– подготовленная заявителем схема расположения земельного участка в целях его образования для предоставления – при наличии;

– сведения из Государственного кадастра недвижимости или кадастровый план территории на испрашиваемый земельный участок (данный документ можно получить самостоятельно в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии  по Приморскому краю) – при наличии;

– в случае избранной собственниками помещений многоквартирного дома формы правления в виде товарищества собственников жилья – свидетельство о регистрации в налоговых органах и учредительные документы.

В соответствие с постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 25.05.2010 № 12-п собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления являются основанием для осуществления формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. К заявлению необходимо приложить свидетельство о государственной регистрации права собственности на помещение в данном доме и копию документа, удостоверяющего личность заявителя.

– Как изменится процедура выделения земельных участков многодетным семьям, а также молодым семьям и семьям с двумя детьми в рамках реализации краевых законов, в связи с изменениями земельного законодательства?

 – В Приморском крае действуют Законы от 08.11.2011 № 837-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей» и от 27.09.2013 № 250-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Приморского края».

Предоставление земельных участков гражданам, имеющих трех и более детей, а также молодым семьям и семьям с двумя детьми существенно не изменится

Однако в соответствии с изменением Земельного кодекса РФ распоряжение земельными участками с 1 марта текущего года осуществляется городскими округами, городскими и сельскими поселениями, в связи с чем подготовлены необходимые изменения в Законы Приморского края. Соответственно, реестры граждан также будут вести городские округа, городские и сельские поселения.

При наличии соглашений между муниципальными образованиями, допускается возможность предоставления земельного участка гражданам, на территории иного муниципального образования, вне зависимости от постоянного места проживания граждан, при наличии согласия и соответствующего заявления граждан.

– Наталья Сергеевна, знаю, что в связи с изменением в земельное законодательство немалая часть заявлений граждан, оформленных неправильно, получила отказ…

 – С 1 марта 2015 года в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с целью предоставления земельных участков, расположенных на территориях Артема и Шкотовского и Надеждинского районов поступило 542 обращения из Артема, 298 обращений из Надеждинского района и 139 обращений из Шкотовского района.

В большинстве случаев при рассмотрении обращений гражданам отказано в предоставлении земельного участка.

Основными причинами отказов в предоставлении участков являются несоответствие заявлений, требованиям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, приложенных схем, а также отсутствие документов, обязательных для предоставления заявителем.

Так, из администрации Артемовского городского округа поступило 59 обращений о предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, информационные сообщения, о предоставлении которых были опубликованы до 1 марта 2015 года.

В связи с выявленными департаментом нарушениями, в части отсутствия предмета договора, допущенными администрацией Артемовского городского округа, при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, материалы по указанным публикациям 08.04.2015 направлены в органы прокуратуры для проведения проверки законности действий органа местного самоуправления. Заявители о направлении документов в органы прокуратуры уведомлены. 

Также в органы прокуратуры направлены протоколы результатов аукционов по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 25:24:140301:2211, 25:24:080101:1460 для индивидуального жилищного строительства, проведенных администрацией Шкотовского муниципального района, в связи с отсутствием в документации об аукционе существенного условия, предусмотренного ст. 38.1 ЗК РФ, а именно срока аренды земельного участка. Победители аукционов о решении департамента уведомлены.

Кроме того, в органы прокуратуры направлены материалы о несоответствии правовых актов, вынесенных администрацией Надеждинского муниципального района о предоставлении земельных участков гражданам, на основании которых департаменту не представляется возможным заключить договор на участок.

– Как часто в Департаменте будет проводиться «горячая линия» по вопросам земельного законодательства?

– Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края планирует проводить «горячую линию» еженедельно по понедельникам с 10:00 до 11:00.

– Вопрос от нашего читателя: «Я военный пенсионер, с выслугой 42 года. Имею удостоверение ветерана военной службы. Вышел на пенсию  с 01 мая 2013 года в г. Владивостоке. Проживаю во Владивостоке, с женой и двумя дочерьми. В связи со сложившимися обстоятельствами возникла необходимость приглашения к себе на жительство родственников из Украины – племянника и возможно моих родителей. Учитывая такое развитие событий, прошу Вас разъяснить имею ли я право на бесплатное получение земельного участка для строительства жилого дома. С уважением, Михайленко Сергей Дмитриевич»

– На территории Приморского края имеют право на бесплатное приобретение земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства только граждане, имеющие троих и более детей (многодетные семьи).

Вместе с тем, Законом Приморского края «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» допускается возможность предоставления участков однократно бесплатно в собственность граждан Российской Федерации, проживающих на территории Приморского края, в том числе, ветеранам военной службы.

При этом на территории города Владивостока возможно получение участка для ведения садоводства, дачного хозяйства, (по выбору гражданина).

Кроме того, заявитель имеет право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в общем порядке, обратившись с соответствующим заявлением в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края. В таком случае нами будет опубликовано соответствующее информационное сообщение о предстоящем предоставлении земельного участка. Если по истечении 30 дней с момента публикации не поступит иных обращений на данный земельный участок, он будет предоставлен гражданину без торгов. В противном случае гражданин имеет право на получение испрашиваемого участка путем участия в аукционе.

 Еще один вопрос от читательницы: «В марте 2014 года я обратилась в «Многофункциональный центр предоставления муниципальных и государственных услуг» Уссурийска с заявлением о предоставлении мне на праве аренды 70 земельных участков в селе Борисовка Уссурийского городского округа для целей, не связанных со строительством (пашни, сенокосы, пастбища, сады, виноградники и т.д.). Площадь каждого участка составляла от 2 до 2,5  тысяч квадратных метров.

В мае 2014 года меня пригласили в управление градостроительства администрации Уссурийска, где в ходе беседы специалист управления Иванова М.А. и заместитель начальника управления Бутенко Е.М. разъяснили мне, что в ходе формирования такого количества земельных участков могут возникнуть трудности с образованием подъездных путей к каждому участку. Поэтому специалисты управления градостроительства предложили мне отозвать поданные заявки и подать две новые заявки, объединив указанные земельные участки  в два земельных массива площадью 105 тысяч квадратных метров и 54 025 квадратных метров каждый.

02.06.2014 года я вновь обратилась в «Многофункциональный центр предоставления муниципальных и государственных услуг» с заявлением о предоставлении  мне на праве аренды двух этих земельных участков. 19.08.2014 и.о. главы Уссурийского городского округа – и.о. главы администрации Уссурийского городского округа Р.М. Сяченковой было подписано постановление об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 54 025 квадратных метров на кадастровом плане территории в селе Борисовка, после чего мне было предложено произвести работы по межеванию данного земельного участка и постановке его на кадастровый учет. Произведя работы по межеванию земельного участка, я подала документы на постановку его на кадастровый учет, и 06.11.2014 предоставила кадастровый паспорт земельного участка в управление градостроительства администрации Уссурийского ГО.

Информации о том, что схема расположения второго запрашиваемого мною земельного участка площадью 105 тысяч квадратных метров утверждена, мне до настоящего времени не поступила.

В расписках, выданных мне «Многофункциональным центром предоставления муниципальных и государственных услуг» указан срок оказания услуги по предоставлению двух земельных участков – 27 февраля 2015 года. Однако до настоящего времени ни один из земельных участков мне не предоставлен. Также я не получила и отказ в предоставлении мне данных участков.

На вопросы к специалистам управления градостроительства мне отвечают, что поданные мною заявки на предоставление земельных участков до сих пор находятся на рассмотрении, хотя прошло уже более года, и срок оказания услуги истек.

Прошу Вас разобраться в данной ситуации и оказать содействие в решении вопроса о предоставлении мне запрошенных земельных участков.

С уважением, Ким Татьяна Николаевна».

– Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края не наделен полномочиями по контролю и надзору за осуществлением деятельности органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельны.

Вместе с тем, по имеющейся информации по земельному участку площадью 54 тыс. кв. м администрацией г. Уссурийска принято решение о предоставлении земельного участка в феврале 2015 года (постановление от 25.02.2015 № 584). В соответствие с требованиями законодательства, договор аренды заключается в недельный срок со дня принятия решения о предоставлении. Однако в установленный срок договор аренды земельного участка не заключен. По информации администрации, договор аренды будет подготовлен до 8 мая 2015 года.

В отношении земельного участка площадью 105 тысяч квадратных метров принято постановление администрации Уссурийска об утверждении схемы расположения земельного участка (постановление от 02.03.2015 № 643). Данное решение направлено заявителю для постановки участка на кадастровый учет. Также администрацией  Уссурийска опубликована информация о предоставлении данного участка, заявления по публикации не поступили, соответственно, участок будет предоставлен Ким Татьяне Николаевна.

Решение о предоставлении земельного участка должно быть принято в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта. Далее в недельный срок со дня принятия решения о предоставлении участка заключается договор аренды.

– Вопрос также поступил от читательницы: «Добрый день!  Мне отказано в регистрации на право собственности земельного участка Артем, урочище «Соловей ключ», с/т Клен-1, т.к. кадастровый паспорт имеет разрешенное использование- для ведения садово-огородного хозяйства, а в Постановлении администрации  Артемовского гор, округа от 15,02.2013 №339-па о представлении земельного участка в  Клен-1 бесплатно в собственность  с видом разрешенного использования «сады и огороды. В изменении вида использования в кадастровом паспорте отказано, так как я – ненадлежащее лицо, т.е. не являюсь собственником. Помогите, пожалуйста,  в решении моей проблемы. Л. Пожилова,  Владивосток».

– В случае, если кадастровая палата отказывает вам в изменении вида разрешенного использования земельного участка в с/т «Клен-1» (г.Артем, урочище Соловей Ключ) с «ведения садово-огородного хозяйства», указанные в кадастровом паспорте, на «сады и огороды», указанные в постановлении администрации Артемовского городского округа от 15.02.2013 № 339-ПА, по основаниям, что вы не являетесь собственником, вы можете обратиться с соответствующим заявлением в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края. Департамент, осуществляющий функции собственника, примет соответствующее решение о приведении вида разрешенного использования в соответствие утвержденным правилам землепользования и застройки Артемовского городского округа. Решение будет направлено департаментом в кадастровую палату, после чего будут внесены соответствующие изменения в сведения о кадастровом учете земельного участка.