Сергей Нехаев: «В борьбе за туриста побеждает сильнейший»

В этом году XIX Тихоокеанская международная туристская выставка «Pacific International Tourism Exро» (PITE) вместо рекламной площадки для иностранных представителей превратится в презентацию турпродуктов муниципальных образований Приморского края и региона в целом. PITE-2015 станет ключевым мероприятием Тихоокеанского туристского форума, который пройдет на острове Русский с 21 по 23 мая.

Форум объединит в себе: PITE, Международный конгресс по вопросам развития туризма на Дальнем Востоке и Приморский фестиваль «День путешественника». Сделано это будет впервые. Как отмечают организаторы – для более эффективного продвижения бренда края и развития его туристической отрасли. Об этом в интервью «К» рассуждает вице-губернатор Приморья Сергей Нехаев.

– Сергей Викторович, участники рынка в очередной раз попытаются обсудить перспективы развития туристической отрасли в крае. И, как обычно, больше внимания будет уделяться въездному и внутреннему туризму. Однако, будем честными: несмотря на все разговоры, Приморье как целостный турпродукт до сих пор не имеет ценных и понятных для потребителей качеств.

– В некоторым смысле вы правы. Но вы пессимист, а я наоборот (смеется). Туризм вообще очень перспективная сфера. Это, по сути, новая экономическая отрасль для России. Все знают, как она наполняет бюджеты отдельных стран, но никто в таком масштабе не может развернуть ее экономику у нас. Поэтому в этом году в рамках более глобального события – Тихоокеанского туристского форума – и содержательная часть PITE, и сам Конгресс с конференциями и дискуссионными площадками будут проходить в формате определенного «осознания», что такое туристическая отрасль для экономики края, как ее сделать клиентоориентированной, конкурентоспособной и целостной. Тем более, потенциал у Приморья есть, и он значительно больше, чем у большинства регионов страны. Это показал тот же «Большой проезд» Губернатора края по муниципальным образованиям. Почти на каждой встрече в районе Владимиру Владимировичу говорили про туристические особенности территории, о том, что ждут туристов… 

– Только пользоваться этим потенциалом мало кто хочет, интуристов как было мало в крае, так и осталось.

– Потока туристов нам действительно не хватает. Но нашим сегодняшним объемом могли бы вполне себе гордиться многие наши соседи. А нам этого недостаточно! Турпоток растет начиная с 2012 года. В прошлом году, например, край посетили более 2 миллионов человек. Из них 1,6 миллиона (+11 процентов) – это путешественники из России и 424 тысячи (+9 процентов) – иностранные туристы. Мы надеемся, что тот безвизовый режим в течение восьми дней, который предполагается установить в законопроекте «Свободный порт Владивосток», станет ключевым условием для наращивания въездного туристического потока. К нему надо готовиться. Например, нам необходимо сформировать единую маркетинговую концепцию продвижения туристического продукта региона.

Впервые на форуме будет представлен официальный туристский маршрут, рекомендованный департаментом туризма Приморского края, как это, к примеру, делают власти Японии. В этот маршрут мы будем включать операторов как туристических, так и предоставляющих сопутствующие услуги: рестораны, гостиницы, событийные мероприятия. Мы уверены, что такая мера позволит постепенно формировать уровень качества туристских и околотуристских услуг. Включаться в него будут лучшие.

– Что это за маршрут?

– Проект еще детализируется, и пока известны только некоторые точки. Это «Приморское кольцо», музей имени Арсеньева, Театр оперы и балета, элементы Владивостокской крепости, Золотой и Русский мосты. То есть именно то, что сегодня является визитными карточками Владивостока. Начнем с Владивостока, затем будем распространять эту практику на другие города и районы края. Почему именно здесь, во Владивостоке? Потому что в приморской столице уже более-менее создана достаточная инфраструктура и существуют туристские объекты, которые могут стать базисом для формирования владивостокского туристического кластера. Этот проект как раз и есть попытка создать цельный турпродукт с единой маркетинговой составляющей, куда войдут также остров Русский и аэропорт Кневичи. Таким же цельным элементом развития туротрасли региона является интегрированная развлекательная курортная зона «Приморье». Но в силу своей масштабности перспективы ИРКЗ будут обсуждаться отдельным вопросом конференции в рамках Международного конгресса по вопросам развития туризма на Дальнем Востоке.

Предвидя ваш вопрос о другой «изюминке» – Владивостокской крепости, скажу, что этому объекту на выставке также будет посвящена отдельная большая конференция. На сегодня у каждого свой взгляд на будущее крепости – как реанимировать этот проект, с чего начать?.. Задача в том, чтобы по итогам обсуждения этих вопросов участниками дискуссии был определен вектор развития этого культурологического для Приморья проекта. Парадоксально, но этот вопрос так широко и открыто еще не обсуждался. Когда это произойдет, мы сможем начать говорить о конкретной работе по приведению в порядок как самого исторического объекта, так и продвижению Владивостокской крепости в качестве ключевого туристического бренда нашего региона.

– На выставке 2/3 участников – это представительства иностранных туркомпаний, цель которых – созывать наших граждан к себе. А может, для более эффективного маркетинга Приморья как туристического направления стоит проводить рекламу за рубежом?

– Эта тема также будет вынесена в повестку работы Международного конгресса. Вопрос очень сложный. И здесь пока нет единого мнения. Ведь туристы сильно отличаются друг от друга. Даже Владивосток они воспринимают каждый по-своему. Или взять тот же экотуризм. Кому он больше по душе? Японцам. А китайским туристам что нравится? Или южнокорейским? Поэтому продвижение должно быть точечным, с просчитанными экономическими последствиями от рекламной кампании по каждому направлению. Мы вообще должны научиться относиться к сфере туризма как к чисто экономической отрасли.

И возвращаясь к началу нашей встречи, я повторюсь: мы не просто так в этом году внедряем иной формат проведения PITE. Если раньше, действительно, иностранные фирмы использовали выставку для продвижения себя, то теперь мы начинаем презентовать иностранцам свои возможности. Это тоже своего рода агрессивная маркетинговая кампания. Ее ядром и «мозговым центром», по нашему мнению, должна стать созданная автономная некоммерческая организация «Туристско-информационный центр Приморья». Это будет организация, которая должна быть методологическим и информационным справочником для туристов, приехавших в наш регион.

– Вы упомянули про возможность установления безвизового режима. Уже есть расчеты того числа туристов, который может быть в связи с введением данного режима?

– Безвизовые восемь дней появились не просто так. Начинали мы с цифры 72 часа. Были предложения и на 15 дней. Среднее нахождение иностранного туриста во Владивостоке – 3,2 суток. Между тем, по некоторым оценкам, психологически туристы настроены на покупку услуг и расходы на отдых на период от четырех до семи дней своего пребывания в том или ином городе. Срок более семи дней отражается экономией на среднесуточных расходах на отдых. Поэтому самым оптимальным временным коридором являются 7–8 суток. Что касается увеличения турпотока, то, по нашим расчетам, только от введения безвизового режима рост составит 30–40 процентов.

– А дальше увеличение потока туристов зависит от качества и доступности предлагаемых на территории турпродуктов? Но даже если и хлынет поток туристов, то какой сервис он тут встретит?

– А что важнее, вложить миллиарды в инфраструктуру, а потом заманивать туристов? На мой взгляд, это экономически нецелесообразно. Эффективнее будет, когда туристический поток по законам экономики сформирует устойчивый спрос на качественное питание, необходимый уровень гостиничного сервиса, количество и статус развлекательных мероприятий как элементов событийного туризма и другое. Я не говорю о том, что мы должны стоять в стороне и молча созерцать. Наоборот! Здесь задача власти – искусно направлять это развитие. Идеально, если туристический спрос будет равномерно распределен в течение года.

В настоящее время в Приморском крае самый пик – летом, когда мест в гостиницах порой не найти. Тем не менее, среднегодовая заполняемость гостиничного фонда чуть более 50 процентов. Этот перекос сезонов не идет на пользу туристической отрасли, необходим комплекс мер для равномерного круглогодичного использования инфраструктуры. И инвесторы должны ориентироваться на это.

Более того, сами гостиницы должны быть готовы к принятию особенного приморского туриста: подвижного, для которого гостиница – это место скоротать ночь, а рано утром направиться на экскурсии или участвовать в различных мероприятиях. Во Владивостоке очень развит событийный туризм. Это кинофестиваль «Меридианы Тихого», фестиваль спорта «Лето на Русском», различные спортивные мероприятия, например, «Гонки на драконах», и многое другое. И это направление мы будем усиливать, создавая новые ежегодные проекты. В этом году хотим возродить традицию полуденных выстрелов пушки на одном из фортов Владивостокской крепости. Или создать традицию проведения бала «Надежда» на набережной Цесаревича. За туристом придет необходимый формат и качество сервиса. Считаю, что очень эффективным будет смарт-формат обновленного отеля «Азимут-Владивосток», рассчитанного на активного туриста.

– В туроператорской среде нередко можно услышать, что продажа внутреннего и въездного туризма – дело неблагодарное: работы больше, а заработок меньше.

– Оператор оператору рознь. Есть компании, которые имеют в своем арсенале базу отдыха с разнонаправленной инфраструктурой. И, обслуживая туристов на своей территории, они получают достаточно высокую маржинальность от деятельности. Есть фирмы, которые просто выступают в качестве консультантов, но при этом умеют зарабатывать на высоком уровне сервиса. То есть вопрос в качестве предоставляемых услуг и клиентоориентированности. Здесь каждый турист уникален. И задача – сделать все, чтобы он приехал в Приморье еще раз. Те же, кто ориентируются лишь на оборачиваемость, на количественный поток, не работая на формирование «верного клиента», конечно, будут жаловаться на небольшую рентабельность, потому что их заработок непостоянен. Сегодня для туротрасли региона время непростое. Это время вызова, когда необходимо пересматривать некогда работающие схемы и создавать новые подходы. Того, кто это сможет сделать, вписавшись в новую модель, а я бы даже сказал, этап развития турсферы Приморья, ждет успех. Те, кто остановится, будут аутсайдерами.

– Отсеивание будет идти рыночным путем?

– Конечно, рынок сформирует сам турист. Клиент определяет успешных. Эту отрасль невозможно отрегулировать административно, она высококонкурентная и очень чувствительная. Особенно когда мы говорим о том, что собираемся конкурировать за иностранного туриста.

– Намеревается ли Приморский край создавать центры duty free? Помимо магнита для туристов они могли бы служить и для пополнения бюджета за счет продажи новых лицензий на беспошлинную торговлю.

– Одной из рекомендаций региона в ходе работы над законопроектом «Свободный порт Владивосток» стало предложение о введении режима tax free на территориях, входящих в свободный порт. В сочетании с нормой о безвизовом въезде в край иностранных граждан это нововведение придаст огромный стимул развитию как самого туризма, так и смежных отраслей. В четвертой редакции законопроекта этой нормы нет, но мы просим ее включить. Пока нам говорят, что нет существующей технологии по администрированию данного режима, потому вопрос окончательно не решен.

– Перспективы Русского острова для привлечения туристов даже в качестве ТОРа многим видятся сомнительными. Во-первых, и институт ОЭЗ туристско-рекреационного типа не смогли реализовать. А во-вторых, остров подходит больше для наукограда, тогда как с точки зрения туризма ничего особенно уникального здесь нет. Стоит ли тогда делать ставку на него в таком контексте?

– Будущее развитие острова Русский действительно укладывается в некую оболочку территории опережающего развития. На сегодня это самый интересный, но и самый сложный ТОР. Потому что у него три специализации: научно-образовательная, технико-внедренческая, туристко-рекреационная. И взаимосвязь этих специализаций еще полностью не прорисована в концепции. Да, сегодня в СМИ больше идет речь о туристко-рекреационной направленности острова. И мы слышали ряд скептиков про ветра и изменчивую погоду там. Но прежде чем так говорить, нам самим надо разобраться, какой турпродукт можно использовать на острове и какой из них будет востребованным. Помимо обычного отдыха на море есть же еще культурный и медицинский туризм. А нам здесь есть что представить. Их неправильно сбрасывать со счетов.

– В какой стадии находится разработка концепции ТОРа?

– Сейчас решается вопрос передачи земли от Минобороны для гражданского использования. По этому поводу работает большая межотраслевая рабочая группа в Москве. Что касается концепции, то она прорабатывается.

– Самоил Биндер, один из руководителей Российской ассоциации развития игорного бизнеса, сказал: «Не думаю, что те туристы, которые ранее посещали игорные заведения в Макао, начнут ездить в Приморье. Большинство туристов прекрасно понимает, что в Приморье они и близко не найдут такого уровня комфорта и качества обслуживания. Часть туристического потока переключится из Макао на Приморье, но речь идет о сравнительно небольших цифрах. Те суммы, которые инвесторы вложат в приморскую игорную зону, слишком малы для построения современной инфраструктуры. Поэтому китайские хайроллеры скорее выберут Лас-Вегас или Атлантик-Сити, чем приедут в Приморье». Можете прокомментировать это заявление?

– Мы не говорим только о казино. На сегодня Корпорация развития Приморского края ведет работу по созданию интегрированной развлекательной курортной зоны. Это более широкая концепция развития. Вопрос о том, достигнем ли мы нужного уровня качества, – вопрос риторический. Мы понимаем, кто наши конкуренты, каков у них уровень сервиса. Ответный ход за нами. У нас есть и свои уникальные преимущества территории. Одно из них – развитие событийного направления туризма. А культурно-исторический туризм, экологический? Не будьте пессимистом! Нам есть что показать. Поэтому вернемся к реплике Биндера через пару лет, когда весь комплекс предпринимаемых нами мер заработает.

– Прогнозная цифра 10 миллионов интуристов в край так и осталась для игорной зоны?

– Вы продолжаете именовать проект интегрированной развлекательной курортной зоны «Приморье» просто казино. Это в корне неверно. Давайте я объясню вам разницу. Мы стоим на том, что развитие казино – это только порядка 40 процентов доходов от туристов, приехавших туда. Если мы хотим получить для экономики региона от реализации этого проекта максимальный эффект – надо расширять специализацию территории. Поэтому мы говорим об интегрированном развлекательном курорте. Реализация этой задачи обеспечит остальную часть доходности от проекта в 60 процентов. И мы здесь не изобретаем велосипед. Это модель развития таких зон, которая показала свою эффективность в мире.

Теперь о количестве туристов в 10 миллионов человек. Такая цифра действительно называлась применительно ко всему объему туристов, приехавших в Приморский край. И мы будем стремиться ее достичь. 

– То, что у приморской игорной зоны есть конкурент в лице Макао, — всем известно. Но сейчас Южная Корея недалеко от Инчхона собирается создавать развлекательную зону. В Японии задумываются о развитии игорного бизнеса. То есть вокруг нашей зоны «Приморье» множатся конкуренты. Мы способны с ними тягаться?

– Давайте не будем стоять и смотреть. В борьбе этой побеждает сильнейший. Мы понимаем наши конкурентные преимущества. В последнее время инвестиционное продвижение Дальнего Востока носит очень системный характер. Наши действия заметны мировому бизнесу. Губернатор края лично проводит переговоры с крупными инвесторами. А вы должны знать, что роль регионального лидера для азиатских бизнесменов очень важна. Поэтому ответ на ваш вопрос один – надо двигаться вперед и быть на шаг впереди. Реализация закона о ТОРах, принятие законопроекта «О свободном порте» дает Приморскому краю хорошие возможности. И всем нам надо использовать этот шанс. Что касается ИРКЗ «Приморье», то нам поверили лидеры мирового рынка этой отрасли, и в связке с ними мы можем сделать более чем конкурентоспособный продукт. И здесь я имею в виду не только региональную власть и наше туристское бизнес-сообщество, но и просто жителей края. Приехавший к нам турист первым делом сталкивается даже не с инфраструктурой, приморскими отелями или ресторанами. Его должен встретить житель края: улыбчивый, позитивный и готовый помочь. И это главное условие успеха сферы туризма любой территории.

Категории: