Образованию Приморского края предшествовали большие геополитические события.
20 октября 1938 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О разделении Дальневосточного края на Хабаровский и Приморский края». Именно тогда на карте страны появился Приморский край с центром во Владивостоке. С этого исторического момента отсчитывается новейшая история Приморья. В 77-ю годовщину края Приморская газета вспоминает события, политические и географические условия, которые привели к образованию региона в его нынешних границах.
Укреплять свои позиции на северо-западном побережье Тихого океана Россия начала в середине XIX века. Время было выбрано неспроста: в 1840 году империя Цин, ранее бывшая безусловным региональным гегемоном, столкнулась с агрессией Великобритании (в мировой историографии этот конфликт известен, как первая опиумная война). Чтобы противостоять могущественному врагу, к которому со временем присоединилась еще и Франция, китайское государство было вынуждено мобилизовать все силы и оголить северные регионы страны.
Для российской экспансии происходящее было как нельзя кстати – территориальные претензии к Цин предъявлялись еще с середины XVII века. Началось активное заселение дальневосточных областей, казаки основывали новые гарнизоны, и в 1858 году правобережье Амура официально отошло к России по заключенному с империей Цин Айгуньскому договору. Еще два года спустя был подписан Пекинский договор, передавший под российскую юрисдикцию пространство между правым берегом Амура, рекой Уссури и Японским морем – земли, на которых и расположен наш край.
В те годы все территориальные приобретения отошли к Приморской области – огромному субъекту Российской империи, который был образован в 1856 году на восточном рубеже страны. Чтобы укрепить российскую власть, на территории основывались новые села, порты и военные посты. В том числе и Владивосток, отсчет истории которого был положен 20 июня (2 июля по новому стилю) 1860 года.
Новые населенные пункты не могли развиваться без притока населения, потому во второй половине XIX века дальневосточные области накрыло волной переселенцев с запада. Приморская область заселялась как принудительно за счет казаков, каторжан, государственных крестьян и воинских команд, так и добровольно – Дальний Восток был готов принять всех желающих. К 1914 году в Приморье переселилось более 22 тысяч крестьянских семей, 70 процентов которых были выходцами с Украины.
В 1880 году Владивостокский порт с полуостровом Муравьева-Амурского был выведен из состава Приморской области. Таким образом, образовалось отдельное Владивостокское военное губернаторство. Впрочем, автономной территория пробыла недолго. В 1888 году она вновь присоединилась к Приморской области, однако теперь областное управление было перенесено во Владивосток.
Дальнейшее укрепление российских позиций на Дальнем Востоке ограничивалось малочисленностью российского населения и отдаленностью от центральных регионов империи. Основная проблема заключалась в отсутствии стабильного транспортного сообщения. Путь от Урала к тихоокеанским портам был очень долог и труден, поэтому в мае 1891 года началось строительство Транссиба – железнодорожной магистрали длиной в 7 тысяч километров, которая к июлю 1903 года соединила Владивосток с Челябинском и, соответственно, другими регионами центральной России.
Следующими событиями, радикально повлиявшими на Приморскую область, стали революционные события 1917 года. Они в корне изменили жизнь большинства жителей России, но для приморцев сложились совершенно уникальные условия.
1 августа 1918 года во Владивостоке высадились английские войска. Позже к ним присоединились интервенты из Японии, Соединенных Штатов, Канады и еще ряда держав калибром поменьше.
Кроме того, из-за ослабленной охраны границы, в Приморье устремились тысячи мигрантов из Кореи и Китая. Некоторые из них осели здесь, другие приходили лишь на сезонные заработки, но влияние, оказанное ими на культурный и этнический облик края, переоценить нельзя.
Междоусобица в регионе продолжалась до 25 октября 1922 года, когда Владивосток был взят войсками Дальневосточной республики под командованием Иеронима Уборевича. ДВР вскоре вошла в состав Советской России, на месте Приморской области была образована Приморская губерния, а 4 января 1926 года постановлением Всероссийского Центрального исполнительного комитета был образован огромный Дальневосточный край (ДВК) с центром в городе Хабаровске.
ДВК стал крупнейшей после Якутской АССР и Казахской ССР административно-территориальной единицей Советского Союза, занимая примерно 12 процентов территории страны.
Огромная территория была заселена очень слабо: численность населения по переписи 1926 года составляла всего 1,8 миллионов человек, но, несмотря на это, Приморье являлось одним из наиболее развитых регионов гигантского края.
Неравенство в развитии отдельных частей вкупе с отсутствием оптимального управления необъятными территориями и стали главными причинами последующего раздела ДВК.
В июне 1938 года на должность секретаря Дальневосточного крайкома ВКП(б) был назначен 33-летний Николай Михайлович Пегов, незадолго до этого переведенный на работу в аппарат ЦК партии. Почти сразу же Николай Пегов выехал в Хабаровск, куда поезд пришел на десятые сутки, и занялся организационной работой на месте. Но уже в сентябре 1938-го советские власти решили «разукрупнить» Дальневосточный край. Стоит отдать должное Москве: территории отделяли не по желанию партработника, стоявшего у карты с линейкой, а руководствуясь предложениями жителей Дальнего Востока, которым предстояло развивать эту землю дальше. Итак, 20 октября 1938 года Дальневосточный край был окончательно разделен на субъекты, в число которых входил и Приморский край в современных границах с центром во Владивостоке.
В состав края вошли Приморская и Уссурийская области, но вскоре секретарь Оргбюро ЦК ВКП(б) по Приморскому краю Николай Пегов предложил объединить их в одно административное образование. В Москве возникли сомнения: как может край состоять из одной области? Об этом вопросе доложили лично Иосифу Сталину, и тот сказал: «Приморье – действительно край страны, пусть краем и называется». Так Приморье, вопреки существующему положению, стало краем и продолжает им оставаться и сегодня.
В последующие годы нашему краю многое пришлось пережить: и войну, и экономические неурядицы, и «бандитское» десятилетие после распада Советского Союза. Однако всегда Приморье оставалось российским форпостом на Дальнем Востоке, одним из самых динамичных и передовых регионов. В текущем десятилетии Приморский край переживает, возможно, период наибольшего развития в своей истории – прекрасные перспективы региона отмечают эксперты из всех уголков земного шара.
Алексей Михалдык, Иван Егорчев