Приморский край: рожденный столетиями

Образованию Приморского края предшествовали большие геополитические события.

20 октября 1938 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О разделении Дальневосточного края на Хабаровский и Приморский края». Именно тогда на карте страны появился Приморский край с центром во Владивостоке. С этого исторического момента отсчитывается новейшая история Приморья. В 77-ю годовщину края Приморская газета вспоминает события, политические и географические условия, которые привели к образованию региона в его нынешних границах.

4.jpg

Укреплять свои позиции на северо-западном побережье Тихого океана Россия начала в середине XIX века. Время было выбрано неспроста: в 1840 году империя Цин, ранее бывшая безусловным региональным гегемоном, столкнулась с агрессией Великобритании (в мировой историографии этот конфликт известен, как первая опиумная война). Чтобы противостоять могущественному врагу, к которому со временем присоединилась еще и Франция, китайское государство было вынуждено мобилизовать все силы и оголить северные регионы страны.

Для российской экспансии происходящее было как нельзя кстати – территориальные претензии к Цин предъявлялись еще с середины XVII века. Началось активное заселение дальневосточных областей, казаки основывали новые гарнизоны, и в 1858 году правобережье Амура официально отошло к России по заключенному с империей Цин Айгуньскому договору. Еще два года спустя был подписан Пекинский договор, передавший под российскую юрисдикцию пространство между правым берегом Амура, рекой Уссури и Японским морем – земли, на которых и расположен наш край.

В те годы все территориальные приобретения отошли к Приморской области – огромному субъекту Российской империи, который был образован в 1856 году на восточном рубеже страны. Чтобы укрепить российскую власть, на территории основывались новые села, порты и военные посты. В том числе и Владивосток, отсчет истории которого был положен 20 июня (2 июля по новому стилю) 1860 года.

1city_centre_040.jpg

Новые населенные пункты не могли развиваться без притока населения, потому во второй половине XIX века дальневосточные области накрыло волной переселенцев с запада. Приморская область заселялась как принудительно за счет казаков, каторжан, государственных крестьян и воинских команд, так и добровольно – Дальний Восток был готов принять всех желающих. К 1914 году в Приморье переселилось более 22 тысяч крестьянских семей, 70 процентов которых были выходцами с Украины.

В 1880 году Владивостокский порт с полуостровом Муравьева-Амурского был выведен из состава Приморской области. Таким образом, образовалось отдельное Владивостокское военное губернаторство.  Впрочем, автономной территория пробыла недолго. В 1888 году она вновь присоединилась к Приморской области, однако теперь областное управление было перенесено во Владивосток.

Дальнейшее укрепление российских позиций на Дальнем Востоке ограничивалось малочисленностью российского населения и отдаленностью от центральных регионов империи. Основная проблема заключалась в отсутствии стабильного транспортного сообщения. Путь от Урала к тихоокеанским портам был очень долог и труден, поэтому в мае 1891 года началось строительство Транссиба – железнодорожной магистрали длиной в 7 тысяч километров, которая к июлю 1903 года соединила Владивосток с Челябинском и, соответственно, другими регионами центральной России.

Следующими событиями, радикально повлиявшими на Приморскую область, стали революционные события 1917 года. Они в корне изменили жизнь большинства жителей России, но для приморцев сложились совершенно уникальные условия.

1 августа 1918 года во Владивостоке высадились английские войска. Позже к ним присоединились интервенты из Японии, Соединенных Штатов, Канады и еще ряда держав калибром поменьше.

Кроме того, из-за ослабленной охраны границы, в Приморье устремились тысячи мигрантов из Кореи и Китая. Некоторые из них осели здесь, другие приходили лишь на сезонные заработки, но влияние, оказанное ими на культурный и этнический облик края, переоценить нельзя.

Междоусобица в регионе продолжалась до 25 октября 1922 года, когда Владивосток был взят войсками Дальневосточной республики под командованием Иеронима Уборевича. ДВР вскоре вошла в состав Советской России, на месте Приморской области была образована Приморская губерния, а 4 января 1926 года постановлением Всероссийского Центрального исполнительного комитета был образован огромный Дальневосточный край (ДВК) с цент­ром в городе Хабаровске.

ДВК стал крупнейшей после Якутской АССР и Казахской ССР административно-территориальной единицей Советского Союза, занимая примерно 12 процентов территории страны.

2.jpg

Огромная территория была заселена очень слабо: численность населения по переписи 1926 года составляла всего 1,8 миллионов человек, но, несмотря на это, Приморье являлось одним из наиболее развитых регионов гигантского края.

Неравенство в развитии отдельных частей вкупе с отсутствием оптимального управления необъятными территориями и стали главными причинами последующего раздела ДВК.

В июне 1938 года на должность секретаря Дальневосточного крайкома ВКП(б) был назначен 33-летний Николай Михайлович Пегов, незадолго до этого переведенный на работу в аппарат ЦК партии. Почти сразу же Николай Пегов выехал в Хабаровск, куда поезд пришел на десятые сутки, и занялся организационной работой на месте. Но уже в сентябре 1938-го советские власти решили «разукрупнить» Дальневосточный край. Стоит отдать должное Москве: территории отделяли не по желанию партработника, стоявшего у карты с линейкой, а руководствуясь предложениями жителей Дальнего Востока, которым предстояло развивать эту землю дальше. Итак, 20 октября 1938 года Дальневосточный край был окончательно разделен на субъекты, в число которых входил и Приморский край в современных границах с центром во Владивостоке.

В состав края вошли Приморская и Уссурийская области, но вскоре секретарь Оргбюро ЦК ВКП(б) по Приморскому краю Николай Пегов предложил объединить их в одно административное образование. В Москве возникли сомнения: как может край состоять из одной области? Об этом вопросе доложили лично Иосифу Сталину, и тот сказал: «Приморье – действительно край страны, пусть краем и называется». Так Приморье, вопреки существующему положению, стало краем и продолжает им оставаться и сегодня.

92bef2a29f98.jpg

В последующие годы нашему краю многое пришлось пережить: и войну, и экономические неурядицы, и «бандитское» десятилетие после распада Советского Союза. Однако всегда Приморье оставалось российским форпостом на Дальнем Востоке, одним из самых динамичных и передовых регионов. В текущем десятилетии Приморский край переживает, возможно, период наибольшего развития в своей истории – прекрасные перспективы региона отмечают эксперты из всех уголков земного шара.

 

Алексей Михалдык, Иван Егорчев

Категории: