Подводник с непростой судьбой разработал уникальную программу обучения срочников подводной службы

К празднованию Дня защитника Отечества «ОТВ» готовит цикл репортажей о героях Приморья. Наталья Смолянинова расскажет об опытном подводнике с непростой судьбой.

Капитан первой подводной лодки Тихоокеанского флота — Георгий Холостяков родом из Минска. Во Владивосток он прибыл в начале 30-х годов 20-го века.

Ольга Савруеева, научный сотрудник военно-исторического Музея Тихоокеанского Флота:

— Он любил этот город. Он писал в своих воспоминаниях что, когда мы подъехали первый раз к Владивостоку и увидели бухту Золотой Рог, были потрясены красотой морской. Он любил море, любил свою службу, потому что она приносила ему огромное удовлетворение. Он считал, что это мужское занятие и необходимо настоящим мужчинам.

На тихоокеанском флоте Георгий Холостяков разработал уникальную программу обучения срочников подводной службы. Впоследствии эту методику переняли все флоты СССР. Но главным достижением Холостякова называют успешные, но крайне опасные эксперименты по увеличению автономного хода подводных судов, е.е. движения подлодок без всплытия.

Наталья Смолянинова, корреспондент:

— Даже в музее подлодки Владивостока можно понять, в каких непростых условиях приходилось работать матросам в 30-е годы. Пресную воду экономили. Свежего воздуха не хватало. Да и места было мало. Спали по очереди в три смены. И конечно, длительные автономные погружения приравнивались к подвигу.

Ольга Савруева, научный сотрудник военно-исторического музея Тихоокеанского Флота:

—  Это был такой необыкновенный человек, но судьба его во многом трагична. В 38-м году он был репрессирован, его посадили на 2 года. Это было в трудовом лагере, в бухте Ольга. Он не любил вспоминать этот период.

С началом Второй Мировой войны опытного подводника Георгия Холостякова освободили и вернули к службе. Среди множества его наград есть и Орден великой Британской империи. Согласно легенде — на том, чтобы наградить Холостякова, настояла сама жена английского короля Георга IX. Придание гласит,  что Советский адмирал спас от немцев Имперский мост в Вене, где когда-то король сделал предложение своей супруге.

Наталья Смолянинова, корреспондент:

— Однако подвиги войны ушли в историю, а вот наработки Холостякова для подводных судов до сих пор используют моряки по всей России. Особенно подводники Арктики.

 «Панорама»

Категории: