Она таскала в порту тюки, работая грузчиком, а потом стала капитаном. Первой в мире женщиной-капитаном. Анна Щетинина была отважной женщиной. Именно рассказом о ней начинаем цикл сюжетов в преддверии 8 марта, посвященных героям Дальнего Востока. Наталья Смолянинова продолжит.
Задание перегнать из Гамбурга на Камчатку судно «Чавыча» в 1935 году сделало Анну Щетинину знаменитостью — во всем мире впервые увидели женщину-капитана.
Марина Каменева, директор музея МГУ им. адмирала Г.И. Невельского:
— Этот первый рейс стал просто фурором для всех. Журналисты не сразу узнали, что на мостике женщина. Это был первый раз в мире, журналисты даже писали, что это большевики ее для агитации поставили.
Популярность ее была такой, рассказывают биографы, что в иностранных портах даже приходилось скрываться от репортеров. Перед тем, как выйти на сушу, она снимала свой капитанский китель, сшитый по специальному заказу, одевалась в гражданское, маскируясь под буфетчицу.
Геннадий Воронин, заместитель начальника центра патриотической подготовки МГУ им. адмирала Г.И. Невельского:
— Я побывал в 29 странах мира, когда старые моряки спрашивали о Щетининой, просили рассказать подробнее. Им было очень интересно.
А вот начало карьеры Анны Щетининой было не таким простым. Сначала её, отлично сдавшую экзамены, отказывались принимать в морской техникум, ныне МГУ им. адмирала Г.И. Невельского. Когда же зачислили, её и еще двух сокурсниц фактически вынуждали забрать документы.
Геннадий Воронин, заместитель начальника центра патриотической подготовки МГУ им. адмирала Г.И. Невельского:
— Две девочки не выдержали. Анна Ивановна выдержала. Потому что условия были поставлены так: стипендию девочкам не платить, мальчикам платить.
Из-за нехватки денег первый год Анна Щетинина подрабатывала грузчиком, тягала 30-килограммовые тюки в порту.
Женский характер победил мужские предрассудки. Она выучилась и очень быстро сделала карьеру на гражданском флоте. Уже через 6 лет после окончания техникума стала капитаном промыслового судна. И всю жизнь славилась безаварийным управлением.
Марина Каменева, директор музея МГУ им. адмирала Г.И. Невельского:
— Где то на Балтике у них был целиком женский экипаж. Она – старпом. Они шли где-то в районе Англии. И капитан английского судна чуть голову не свернул, когда увидел, что на мостике стоят одни женщины.
После работы на флоте Анна Щетинина преподавала в университете, куда с таким трудом когда-то поступила, писала книги и учебники, оставаясь всегда примером для моряков.
«Панорама»