Тема недели. Спасение утопающих — дело рук самих утопающих

Долгожданное лето в Приморье. Его ждут все — и местные жители, и гости края, и спасатели. Последние с началом купального сезона ведут счет  погибшим на воде. В этом году в водоемах Приморского края утонуло 20 человек.

Наталья Смолянинова, корреспондент:

— Волна. Список жертв купального сезона на Шаморе был открыт 3 июля. Тогда здесь отдыхала веселая компания: 24-летний парень отправился купаться. Через несколько минут его хватились товарищи, но было уже поздно. Как говорят очевидцы, даже когда труп утонувшего лежал на песке, отдыхающие продолжали купаться.

Тамара Сунчалиева, жительница г. Владивостока:

— Волна была больше, чем сейчас. Но это штиль, собственно говоря.

Тамара Сунчалиева в день трагедии тоже отдыхала в бухте Лазурная. Её поразило то, что молодой человек утонул на пляже, где работают два спасательных пункта. Но в толпе отдыхающих  рассмотреть тонущего человека спасатели не смогли.

Тамара Сунчалиева, жительница г. Владивостока:

— Они сидят, вообще ничего не слышат, понимаете. В других местах, где я была, там спасательные вышки стоят в море, а здесь нет этого.

А вот как трагедию вспоминают непосредственно спасатели, которые дежурили в тот день на пляже.

Виновными в гибели человека на воде себя спасатели не считают. Говорят, трагедия произошла не в их секторе ответственности. Оказывается, весь пляж Шаморы поделен на пять частей. И лишь на двух ихз них дежурят спасатели. А за львиной долей бухты Лазурная никто и не наблюдает. И такая ситуация в этом году образовалась на многих пляжах Приморья. Причиной стало распоряжение прокуратуры, которая запретила сдавать в аренду участки прибрежной полосы, которые не являются собственностью города.

Сергей Шабаев, начальник отдела по исполнению административного законодательства администрации г. Владивостока:

— Теперь не все  пляжи  находятся под надзором. Бухта «Щитовая» находится в ведении Министерства обороны. То же касается и острова Русский: там либо государственные земли, либо территория Минобороны. Бухта «Три поросенка» относится к ВДЦ «Океан». И там администрация города на данный момент не может осуществлять контроль ни за санитарным состоянием, ни за безопасностью людей на воде.

Батыр Исмаилов, арендатор пляжа:

— Большинство территорий пляжей остались ничьи. Дикие. Ни спасателей, ни вывоза мусора, ни туалетов – ничего. Это хаос.

Предписание прокураты должно было ликвидировать произвол предпринимателей и гарантировать свободный доступ к воде граждан. Пляжный бизнес — это хоть и сезонная, но все-таки доходная жила. Деньги берут за проезд на пляж, стоянку машины, шезлонг и зонтики. А еще мороженое , угощения для детей продают. В среднем за отдых у моря семья оставляет одну тысячу рублей в день. А в солнечный день пляж посещают несколько тысяч таких семей.

Батыр Исмаилов, арендатор пляжа на острове Русский в этом бизнесе уже 8 лет. Необоснованные поборы с туристов он не одобряет. Но объясняет, что, собирая деньги с отдыхающих, добросовестный предприниматель берет на себя ответственность за организацию отдыха и его безопасность.

Если раньше  власти предоставляли предпринимателям в безвозмездную аренду землю, которая ей фактически не принадлежала, то взамен требовала, чтобы каждый участок получил разрешение от комиссии МЧС и Роспотребнадзора.

В этом году в пригороде Владивостока пять пляжных участков лишились арендаторов, которые не смогли договориться с федеральными властями и Министерством обороны. И ими теперь никто не занимается.

Батыр Исмаилов, предприниматель:

— Получается, если там, например, утонет человек, его даже никто не найдет, если просто проходящий мимо не увидит. И, на самом деле, все.

— На сегодняшний день мы говорим, есть желающие, есть места, которые хотели бы организовать. Но Министерство обороны, либо край, либо муниципалитет – пока не заключат договоры. А это их зона ответственности.

Однако пока за утонувших туристов никто не понес никакого наказания: ни собственники земли, ни арендаторы. И как показал пример на Шаморе, спасатели и наличие спасательного оборудования не пляже – не панацея. Спасение утопающих — дело рук самих утопающих.

«Панорама»

Категории: