«Право имею»: когда навязчивая реклама вторгается в личное пространство

Это рубрика «Право имею». Рекламные компании давно шагнули за пределы банальных билбордов. И закона. Теперь навязчивые SMS и звонки — излюбленный способ поиска клиентов. Что делать, когда реклама вторгается в личное пространство — в рубрике «Право имею».

Салоны красоты, медицинские центры и магазины — вот, кто чаще всего заманивает потребителя бесплатными услугами в свои сети. И уже на этапе телефонного разговора становится понятно, что цель одна — выкачать деньги. Но вежливо отказаться от услуги бывает недостаточно, чтобы звонки прекратились. Разберемся, имеют ли право компании звонить без спроса.

Звонки и SMS являются законными только в том случае, если вы сами дали согласие на получение такой рекламы. Например, указали свой номер в анкете, взамен на дисконтную карту. Теперь данные могут передавать из одной базы в другую. Тут-то и происходит нарушение закона о персональных данных.

Денис Житков, генеральный директор юридической компании:

— Все эти данные, в конечном итоге, попадают в какую-то единую незаконную базу, которая, так или иначе, на черном рынке продается. И не секрет, что она доступна, ее можно купить и ею пользоваться.

Для SMS и звонков способы борьбы разные. Разобраться с сообщениями поможет мобильный оператор. Звоним по указанным номерам, называем свои данные и излагаем суть дела: приходят SMS с рекламой, рекламодателю номер не оставляли.

Куда сложнее избавиться от звонков, ведь свое намерение придется высказать сотруднику. Для этого спрашиваем, откуда у него ваш номер телефона, какая организация предоставила информацию, есть ли у звонящего документы с вашей подписью, который подтверждает согласие на рекламу. Необходимо узнать и юридический адрес, ИНН организации, в которой работает собеседник, даже его фамилию, имя, отчество и должность. А дальше потребовать прекратить звонить и удалить все персональные данные. Зачем столько подробностей? Не для того, чтобы напугать сотрудника (хотя и это может сработать). Ответы помогут составить жалобу в Роскомнадзор. Чем подробнее бумага, тем больше вероятность, что на нее обратят внимание. Жалобу даже можно направить через сайт (rkn.gov.ru/treatments/ask-question).

Как правило, компания получает символический штраф, а ваш номер рискует снова попасть в очередную базу. И все придется повторить заново.

Стоит ли защищать личное пространство от обилия рекламных предложений, решать вам. Конечно, борьба требует времени. Но и рекламные менеджеры отнимают его немало.

Если знаете свои права, закон всегда на вашей стороне.

«Панорама»

Категории: