Тема недели. Телефонные мошенники

Почему мы так легко доверяем незнакомым людям. Тем, кого мы даже не видим. Почему встречаем по одежке, даже не по ней. По одному только голосу.

Страсть к славе или лишняя доверчивость. За 30 секунд девушка по телефону уже готова лично встретиться с нами. Девушка. Другие категории населения обмануть еще легче.

Сценарий из фильма воплощается в реальность. Такие слова по телефону услышали героини.

— Я уже себе нарисовала картину. Что он в больнице, что у него что-то с челюстью. Голова, раненый. 

— Этот душераздирающий крик дочери, я больше ничего не помню.

Двум женщинам ночью позвонили из Новосибирска. Крик о помощи, мол, мама, я убил девушку, поставил на уши всю семью. Мошенники разыграли спектакль и заставили в него поверить сразу трех героинь.

Татьяна Кузьмина, пострадавшая:

— Я говорю, что с твоим голосом, ты что, в больнице. Он отвечает, что не в больнице, а говорит, что убил девушку. Я закричала.

Татьяне Кузьминой 63 года. Мошенник представился ее сыном и попросил 100 тысяч рублей, чтобы следователь «порешал вопросы». Деньги Татьяна не отправила. Но одна минута телефонного разговора чуть не довела до инфаркта.

Татьяна Кузьмина, пострадавшая:

— Я потом три дня не могла сбить давление. У меня потом 180 прыгнуло. Потом постепенно я принимала лекарства, пила успокоительные. А маму мою вообще трясло еще несколько дней.

Пережила смерть мужа, блокаду Ленинграда, но сообщение о смерти внука чуть не убило женщину. Ей 89 лет. После звонка в ее квартире больше портретов родных и икон. Так спокойнее. Пока не вспоминает о том звонке.

— У меня сразу перед глазами эта девушка, распластанная у него на руках. Это все мгновение. И потом, что было, я не помню. А внучка уже прибежала сказать, бабушка, ты жива или нет.

Жива. Откачивали всей семьей. Запугали и самую молодую жительницу квартиры. Хотя она слышала о таких преступниках.

Полиция Владивостока уголовное дело не завела. Нет тела, нет дела. Семья ведь не лишилась денег, а значит, и преступления никакого нет. Таблетки, давление как будто ничего не значат.

Когда ее дочери поставили тяжелый диагноз, Александра кинулась в интернет. Неравнодушные приморцы собирали деньги на лечение. Сумма не очень маленькая — 35 тысяч евро. Там же в интернете мошенники нашли свою жертву.

Александра Рыбаченко, пострадавшая:

— Для того, чтобы перевести крупную сумму, нужно связать карточки. Ты мне сообщи этот номер, я свяжу карточки и деньги переведу.

У тебя снимут с карточки какую-то маленькую сумму — 1000 рублей. Ты не переживай, они потом тебе вернутся.

Не вернулись. Преступники обокрали семью. Последние 80 тысяч рублей, деньги на операцию, ушли в чей-то карман. Полиция виновных не нашла. 

Мошенников надо сажать в тюрьму. Но вот парадокс. Они уже там. Огромное количество звонков раздается из СИЗО.

Роман Штых, уполномоченный 3-го отдела полиции:

— Есть такие прецеденты, есть масса незарегистрированных сим-карт. И они попадают, какими способами они туда попадают, я не могу сказать. Я даже не знаю.

В Москве используют сложные схемы. На периферии все просто, но практично.

Юлиана Сенько, корреспондент:

— Этот дом находится рядом со зданием СИЗО. В этом подъезде мошенники нашли легкий способ для связи с заключенными.

Через дыру в стене заключенным передают сим-карты и телефоны. По ним преступники говорят голосами близких родственников, попавших в беду.  Но вся эта правда — из народа, сами сотрудники ФСИН все отрицают.

Полиция уголовные дела по таким обращения возбуждает редко. Пострадавшие идут к сотовым операторам. Но и те ничем не могут помочь. За ложные звонки и сообщения компании  ответственности не несут. В целях профилактики операторы связи делают рассылку, в которой подробно объясняют, как не стать жертвой телефонных мошенников.

— Релизы публикуются на официальном сайте компании, а также мы их рассылаем во все СМИ города.

Но не все доверчивые бабушки знают, как пишется это слово: интернет. Потенциальным жертвам об опасности рассказывают лично. Участковые.

— Будьте бдительны. Не только на сотовые телефоны звонят, но и на домашние.

Сотрудники полиции проводят рейд по профилактике телефонного мошенничества. В сумке 200 листовок, где большими буквами написано: «стоп, мошенничество».  Каждый второй делится с участковым своей историей.

— Слышу, говорит, мол, мама, мама, мне плохо. А я уже была в курсе.

Понятно, на что рассчитывает мошенник. Только от одной мысли, что родной человек попал в беду, многие теряют голову. На что рассчитывают преступники, которые звонят от лица государственных организаций. Череда звонков приморским пенсионерам. Старикам обещали выплатить компенсацию в 450 тысяч рублей. Представлялись Центральным банком РФ.

 А заканчивалось все как в известной сказке: на пороге сидит старуха, а пред ней разбитое корыто.

Театральные маски телефонных мошенников не знают границ.

На первый взгляд все кажется забавным, но именно в такие формулировки верит каждый двадцатый житель России. Возвращаемся к девушке, с которой мы договорились о съемке.

Поверила, но не проверила. Незнакомым голосам уже семь миллионов доверчивых абонентов отдали свои деньги и здоровье. Если мы так легко верим в неправдоподобные истории, нас не защитит даже идеальная правоохранительная система.

«Панорама»

Категории: